Социальная фасилитация или социальная леность: влияние группы
Статья написана по книге Дэвида Майерса «Социальная психология»
Социальная леность проявляется тогда, когда люди уверены, что никто не оценивает их индивидуальный вклад. В группе, если люди ни за что не отвечают и не могут оценить собственные усилия, ответственность распределяется между всеми членами группы, и возникает простор для проявлений социальной лености.
Напротив, когда человек боится оценки, проявляется социальная фасилитация. Становясь объектом внимания, люди внимательно следят за своим поведением. Иными словами, «работает» один и тот же принцип: когда человек оказывается в центре внимания, его беспокойство о том, как его оценят, возрастает, при этом имеет место социальная фасилитация. Когда же у человека появляется возможность «затеряться в толпе» и вследствие этого уменьшается забота об оценке, проявляется социальная леность.
Один из способов мотивирования членов групп с целью борьбы с социальной леностью заключается в том, чтобы сделать видимым индивидуальный вклад. Некоторые футбольные тренеры добиваются этого, записывая на видеопленку и оценивая действия каждого игрока в отдельности. Ученые из Университета штата Огайо, проводя эксперименты по социальной лености, во время «коллективных криков» надевали на испытуемых индивидуальные микрофоны.
Работая в группе или в одиночку, люди прилагают больше усилий тогда, когда есть возможность оценить их личный вклад: так, члены университетской команды по плаванию во время эстафетных заплывов показывали более высокие результаты, если кто-то наблюдал за ними и громко объявлял их личное время. Участники одного непродолжительного полевого исследования – рабочие конвейера – без какого бы то ни было финансового вознаграждения увеличили выпуск готовой продукции на 16%, когда появилась возможность оценить личный вклад каждого.