Слепой метод
Слепой метод — метод эксперимента, при котором испытуемые не в курсе, что конкретно исследуется. Когда испытуемый или экспериментатор могут осознанно или неосознанно повлиять на результат, слепой метод обязателен.
Например, при проведении экспертной оценки какого-либо проекта, эксперт не должен знать, от кого исходит предложение, в противном случае он может руководствоваться неэкспертными соображениями. Далее, организаторы тендера также могут повлиять на результат, выбрав определённого эксперта для оценки определённого проекта, поэтому важно, чтобы этот выбор также осуществлялся вслепую.
Слепой метод получил широкое распространение при проведении медицинских испытаний. Для получения объективных результатов, пациенты делятся на две группы; одна группа получает новое лекарство, а другая, контрольная, группа получает плацебо. При этом пациенты не знают, кто из них находится в контрольной группе. Таким образом исключается так называемый «эффект плацебо», который заключается в том, что состояние пациента может улучшиться просто из-за того, что он думает, что принимает эффективное лекарство. Хотя такой метод повышает объективность исследования, он не исключает субъективной оценки состояния пациента врачом, проводящим исследование. В случае применения двойного слепого метода, врачи, непосредственно участвующие в испытании, тоже не знают, кому из пациентов они дают лекарство, а кому плацебо.
Двойной слепой метод
Двойной слепой метод заключается в том, что не только испытуемые, но и экспериментаторы остаются в неведении о важных деталях эксперимента до его окончания. Двойной слепой метод исключает неосознанное влияние экспериментатора на испытуемого, а также субъективизм при оценке экспериментатором результатов эксперимента.
Двойной слепой метод используется также для научной проверки заявлений о паранормальных способностях, таких как способность читать мысли или определять цвет предметов без помощи зрения (кожно-оптическое восприятие).
Интересные факты
В качестве примера того, как субъективные факторы могут привести к ложной интерпретации эксперимента, можно привести историю с открытием т. н. "N-лучей", о котором в 1903 г. объявил французский физик Блондо. N-лучи, по его словам, усиливали способность глаз видеть слабоосвещённые предметы. Он заявил также, что сконструировал спектроскоп для N-лучей, в котором использовалась алюминиевая призма. Позже другой физик, Роберт Вуд, посетил лабораторию Блондо. Блондо продемонстрировал Вуду свои опыты и утверждал, что наблюдает на себе действие лучей, несмотря на то, что Вуд перед экспериментом незаметно вынул из спектроскопа алюминиевую призму.