Швеция система образования
Общество и семья
Общество
Шведы никуда не торопятся, относятся ко всему легко, с легкой иронией и оптимизмом.
Семья
Средний возраст вступления в брак – ближе к 30. В среднем, в семье по 2-3 ребенка.
Равноправие, особенно между мужчинами и женщинами, доведено порой до абсурда. Правда последствия этого не замедлили сказаться - в стране падает рождаемость.
Домашние обязанности делятся поровну и мужчина не считает зазорным для себя убрать в доме, постирать, помыть посуду, сходить в магазин, приготовить еду.
Высокая доля внебрачных детей и, соответственно, искажение воспитания, психологические проблемы. В Швеции внебрачных детей 50%.
По окончании школы (примерно в 18 лет) принято снимать собственную квартиру и покидать родительский дом. Связи между родителями и детьми на этом не обрываются, часто они живут в одном городе и регулярно встречаются, но таким образом молодой человек или девушка учатся самостоятельно вести хозяйство, оплачивать телефонные счета, телевизионные коммерческие каналы и т. д.
Дети
Куда ни повернись - детская площадка, в кафе придешь - детский уголок, дома - игрушек от пола до потолка и все, что не приводит к членовредительству, можно. Надоело сидеть с мамой? Пожалуй в детский сад, где в группе не двадцать, а пять-шесть детей.
Воспитание детей в Швеции считается общественно-полезным трудом.
Бабушка живет для себя, не сидит с детьми. Бабушка делает это только в том случае, если это доставляет ей удовольствие, если есть время и желание.
Отцы, занимающиеся с маленькими детьми, становятся все более привычной картиной для Швеции. Не исключение и ее столица, где невероятно большое число мужчин, сопровождаемых изумленными взглядами иностранцев, прогуливаются в рабочее время с колясками, играют с малышами в парках, бассейнах, на спортивных площадках, знакомят их с музеями. При этом папы с чадами обходятся очень умело, не повышая голоса и решая возникающие проблемы, в том числе откровенные капризы, исключительно дипломатическими средствами.
Дошкольное воспитание
Семья
Даже маленький ребенок рассматривается как независимая личность, которую нужно растить, не нанося урон его душе и разуму, не калеча, не унижая. Детей воспитывают так, чтобы они умели сами принимать решения.
Ребенок сам должен все осознать и захотеть ходить на горшок и т.п. Обычно это происходит года в три. И нет ничего необычного в четырехлетнем ребенке, сидящем в коляске и жующем соску!
Детей воспитывают так, чтобы они росли независимыми, умели сами принимать решения. Например, даже крохотного малыша, когда он просит пить, можно спросить, что он хочет — чай или сок, — чтобы дать ему возможность сделать выбор самостоятельно. И это шведы повторяют на разных уровнях в отношении все более серьезных проблем. Ребенка учат осознавать ответственность за принятые решения и быть готовым к их последствиям.
С самого раннего возраста шведским детям прививают и умение правильно относиться к деньгам. Установка следующая: хорошо иметь деньги, но, чтобы их иметь, нужно работать, и тогда ты их ценишь. Детей учат тратить разумно, составлять собственный бюджет, потому что деньги ребенок получает раз в неделю или раз в месяц. Кроме того, родители могут оплачивать детям некоторую работу по дому. Своими финансами дети распоряжаются по собственному усмотрению. Сходить в кино, кафе, парк развлечений — за свой счет. Или экономят, чтобы купить что-то более крупное. Маленькие приобретают игрушки, те, что постарше, — кассеты, компакт-диски с записями любимых исполнителей (кстати, очень много «детских» денег уходит в Швеции именно на это), девочки копят на модное платье, если оно не запланировано семейным бюджетом.
Половое воспитание детей в Швеции начинается еще с детского сада в доступной для них форме. Собственно, происходит оно и в семье. Шведы знают: когда дети начинают задавать вопросы на эту тему — они готовы к получению правдивых и доступных для их понимания ответов. Секс в Швеции — не запретная тема: о нем говорят много и открыто. Цитата:
В мужском душе полно детей, и, уже не в первый раз, вижу девочек в возрасте 3-7 лет с отцами. Ну сначала я смущался, все таки я голышом, как и остальные мужчины здесь, а тут голый ребенок противоположного пола и не совсем маленький. Конечно никто под душем сексом не занимается, но согласитесь, "а вдруг педофилы"? К моему удивлению (made in USSR) ничего негативного не происходит. И это тоже форма сексуального просвещения. Ребенок усваивает (хотя и без всякого интереса) физические половые различия.
Для справки, в Швеции дети получают ПОЛНУЮ информацию о том что такое сексуальные отношения в возрасте 5-6 лет. Информация включает такие вопросы как опасность и признаки педофилии. В общем гармоничное сексуальное развитие должно начинаться с периода развития ребенка, в котором половые функции еще не начали работать. А следовательно прививается рациональное отношение к этой сфере человеческих отношений.
Рукоприкладство в отношении ребенка категорически запрещено.
Днем дети в основном находятся в детском садике, а если родители хотят пойти куда-нибудь в вечернее время, они нанимают «бэбиситтера» (часто это старшие школьники).
Особенности системы образования
Система образования
Все, что необходимо: учебники-ручки-тетрадки, предоставляет государство, да и обучение, кстати, тоже бесплатное.
В Швеции есть два учительских профсоюза. Первичной организацией считается муниципальная. А каждый педагог о размере своей зарплаты договаривается непосредственно с директором школы.
В ШВЕДСКОЙ школе учатся 11 лет. Школы в основном государственные: с бесплатным обучением и бесплатными школьными обедами. Частных школ мало, и образование в них не лучше, чем в государственных.
Школы
Общее среднее школьное образование продолжается девять лет на трех этапах - младшем, среднем и старшем.
По завершении общего среднего образования существует возможность либо продолжить обучение в интегрированной средней школе высшей ступени (High School), либо начать трудовую деятельность и дальнейшее образование совмещать с работой. Фактически в настоящее время почти 100% шведских школьников продолжают школьное образование в школе высшей ступени.
Интегрированная средняя школа высшей ступени предусматривает около 26 вариантов выбора программы в трех основных направлениях: одногодичные профессионально ориентированные программы, двухгодичные технические программы и трехгодичные академические программы. Все типы программ связаны между собой и ученики имеют практически неограниченные возможности переходов из одних программ в другие. Кроме того, как среднее, так и высшее образование можно получать в различных учебных заведениях для взрослых (открытых университетах).
Выпускных экзаменов в школе не существует, и разделение на различные потоки для продолжения образования после девятилетней школы происходит не в зависимости от успеваемости, а в соответствии со склонностями учеников и желаниями родителей.
ВУЗы
Период обучения до получения первого диплома (First Degree, эквивалентного степени бакалавра) в среднем составляет 3 - 3,5 года. В университетах после обучения в течение двух лет студентам предоставляется возможность продолжить обучение в университете до получения первого диплома - после сдачи экзамена Kandidat examen - или перейти в профессиональное учебное заведение и получить профессиональную степень (экзамен на получение профессиональной степени Professional Degree).
Дальнейшая траектория обучения в университетском секторе предполагает переход в магистратуру, обучение в течение двух лет и сдачу Magister examen. Далее возможно написание и защита докторской диссертации. Для профессионального сектора после первых трех лет обучения следуют еще четыре года учебы в лиценциате. Между вузами одного и разных секторов возможны переходы.
В Швеции также существует система кредитов. Для нас, не знакомых с этой системой, это порой ставит в недоумение. 1 кредит равен 1 недели обучения в университете (1 семестр – 20 кредитов). Эта система введена для легкости составления планов курса и подсчетов пройденных человеком часов обучения.
Образование в шведском университете дается в форме лекций, семинаров, дискуссионных собраний с учителем или без. Экзамены – в форме написания домашних работ или работ в аудиториях, экзаменационные семинары также частое явление. Некоторые моменты в обучении обязательны для посещения, как например лабораторные или семинары – ваше отсутствие на них компенсируется самостоятельной письменной работой. Однако, вы сами выбираете, что вы должны посещать, а что нет: главное, чтобы все обязательные работы были сданы вовремя и зачтены.
Многие программы дают обучение в форме «один курс в одно время, другой в другое» , поэтому вам не надо распыляться на изучение нескольких предметов одновременно. Обычно за семестр получается, таким образом, по 3-4 предмета. По окончанию каждого курса – экзамен, что также может рассматриваться как нечто положительное, поскольку вы сразу применяете и проверяете пройденные знания. Технические программы заметно отличаются по уровню сложности по сравнению с гуманитарными.
На каждой программе или курсе ограниченное число мест, поэтому конкурс на поступление существует. При рассмотрении заявок на конкурсной основе будет также учитываться и иметь вес ваше предыдущее образование и опыт работы.
Принципы обучения в школе
С середины семидесятых получила развитие так называемая предшкола, являющаяся старшей ступенью дошкольных учреждений. Здесь, преимущественно в игровых ситуациях, шестилетние дети овладевают началами чтения и письма. На обучение отводится не более трех часов при сохранении общего режима детского сада.
В первый класс принимаются семилетние дети, прошедшие собеседование, на котором выявляется мера зрелости ребенка, возможные отклонения в физическом и психическом здоровье.
В первых трех классах все предметы ведет один учитель. В промежуточных 4-6 классах обязательной школы все предметы также ведет один учитель. Начиная с пятого класса мальчики и девочки, по возможности, занимаются раздельно.
Специализация обучения в старших, 7-9 классах, осуществляется за счет выборных дисциплин и альтернативных курсов математики и иностранных языков. Преподавание выборных дисциплин организуется в том случае, когда каждую из них избирает не менее пяти учеников.
Разброс в уровне подготовки выпускников обязательной школы был и остается очень значительным. Дело в том, что на протяжении семи лет обучения в ней отметки - текущие и годовые - не выставляются. Второгодничества нет. Учитель обычно уведомляет родителей лишь об экстраординарных отклонениях в учебе и поведении детей. Только в старших 7-9 классах выводятся семестровые оценки. В такой ситуации родители зачастую не имеют конкретного представления о том, сколь успешно или, напротив, неуспешно, могут их дети заниматься в старших классах, учебный план которых предлагает крайне неравноценные выборные альтернативы, предопределяющие (в большинстве случаев очень жестко) возможности выбора тех или иных направлений образования в гимназической школе. В этих учебных заведениях продолжают учебу около 90 процентов выпускников обязательных школ. Одни из них, успешно занимающиеся, могут претендовать (на основе конкурса аттестатов) на поступление в высшие учебные заведения, другие, естественно, менее успевающие, - лишь на приобретение начального и среднего специального образования. Сегодня продолжительность обучения в гимназиях колеблется от двух до четырех лет, но в ближайшем будущем ее намереваются унифицировать до трех лет повсеместно.
Спорту отводится огромное место в воспитании как в школе, так и в семье.
В школьной программе присутствует история искусств других стран мира. Но специализированных студий, школ, кружков, где учат балету, рисованию, лепке и т. д., в стране нет. Музыкальных школ всего несколько на всю страну.
Читают шведские школьники в основном то, что необходимо по школьной программе.
Примечательно, что каждый житель Швеции говорит по-английски, так как в школе его учат с самого раннего возраста.
В Швеции не принято брать на работу в официальное учреждение школьников, даже во время летних каникул закон позволяет работать лишь достигшим четырнадцатилетнего возраста, поэтому подрабатывать детям в Швеции удается не всегда.
Ссылки
Комментарии (4):
На каждых 6 детей 1 воспитатель. 15 детей - 3 воспитателя.