Ребенок-неряха
Решение проблемы
Ответственность
Нам какое-то время помогал следующий ход - когда надо было убираться, я давала ребёнку задание, прям так и говорила: "Для тебя есть очень ответственное поручение - надо убрать, сделать то-то и то-то", дочери очень нравилось. НО через какое-то время она сама стала подходить к папе или ко мне с подобными заданиями. Например, приносит ворох разбросанной одежды и говорит: "Папа, у меня к тебе важное поручение. Это надо разложить по местам". Мы поняли, что больше этот номер с "важным поручением" не прокатывает.
Сейчас у неё своя комната, и я никогда не заставляю её убираться, у неё там всё на своих местах, т. е. именно там, где ей удобно. Да, там беспорядок, но это её беспорядок, её мир. Единственное, что, когда я мою пол или пылесошу, прошу убрать всё с пола, она убирает, потом опять всё валяется. ИМХО, считаю, что ни к чему хорошему то, что ты заставляешь ребёнка убирать не приводит. Всё это придёт со временем, ребёнок видит, что у мамы чисто, сам начнёт тоже поддерживать чистоту.
Все что валяется – в мусор
Лично мне больше нравится понятие об ответственности как о принятии последствий своих решений и поступков. А последствия как обратную связь человек получает от окружающих. И то, насколько ребенка волнует или не волнует порядок, в основном зависит от того, какую реакцию выдают взрослые в ответ на действия детей относительно поддержания или неподдержания порядка.
У нас, например, действует ряд правил, установленных мной и мужем. Одно из них, в частности - у каждой вещи есть свое место. Взял, попользовался, положил обратно. Все, что валяется на полу, считается мусором и отправляется в мусорное ведро. Решил обойтись в вещью как с мусором - принимай последствия - сам себя этой вещи лишил.
Организация пространства
Но я заметила, что очень, очень большое значение имеет организация детского пространства. Детям должно быть удобно (а не взрослым красиво). Удобные полки, шкафы для них, а не красота для взрослых. Личный уголок, личные вещи, которыми распоряжается только этот ребенок. Игрушек не должно быть слишком много, иначе они могут потеряться в них. И когда место занято лишними игрушками сложнее организовать игру.
В общем, у нас так, когда я вижу, что игрушки расползаются на пол из полок, я требую убрать их на место. Что "не можется" убрать - отправляется на антресоли ( ломанные - выкидываются) на неделю или две. (не касается недостроенных замков, домиков, машинок). Если не вспоминают, то и не возвращаю. Зато потом можно заменить надоевшие, на "новые" (забытые старые).
Недавно дочка (почти 4 года) встала в позу - свалила игрушки в кучу - и так сойдет (пластилин вместе с одеждой и посудой). Я сказала - нет, не пойдет. Или убираешь - тебе пол часа, или я убираю, но тогда - на антресоль. Она не стала, и я все убрала подальше. Ничего, прекрасно играла с 1-2 оставшимися на полке игрушками. Больше стала уделять время книжкам. Зато теперь, спустя 2 недели (вернула ей часть обратно) убирает без капризов. (Мое мнение - для нее было уже слишком много игрушек - не справлялась).
Личный пример
Чтобы дети принимали активное участие в уборке квартиры, нужно два условия:
- умеренный беспорядок в квартире, лишь изредка нарушаемый хозяйкой дома (никаких домработниц!);
- любовь мамы детей к наведению порядка в квартире, которая только в редких случаях находит удовлетворение по причине занятости мамы (маленькими детьми, работой и пр.)
В те редкие моменты, когда мама всё же находит время разобрать завалы в комнате и вымыть освобождённые от вещей поверхности, она должна делать это, не скрывая своего удовольствия и радости и не прося детей о помощи.
Мотивация
Например, моему ребенку сказать "пока игрушки не соберешь, не пойдем гулять" - как головой об стенку, он с удовольствием гулять не пойдет. Но я обычно стараюсь найти что-то для него невыгодное - может быть, не давать сисю, пока не уберете игрушки или что-то в этом роде. Еще один момент забыла уточнить: навести порядок в комнате, расчистив ее для игрушек, многие дети понимают совсем по-другому, чем взрослые. Если у нас происходит раскидывание, я некоторые особо любимые игрушки прячу. Раскидал - потерялось, где же теперь взять. Ходим потом, вместе ищем. Если находим, то стараемся больше не раскидывать.