Психолог-тренер. Выпуск 2010-04-08 (закрытый архив)
Дорогие коллеги!
Несколько дней назад я поставил вопрос: чем мы занимаемся? Содержание - нам понятно, а вот как это называется? Имя?
Психотерапия - одна из областей психологии, наряду с психодиагностикой, психологической профилактикой, психологической реабилитацией, психологическим консультированием, психокоррекцией - и той областью БЕЗ НАЗВАНИЯ, которой занимаемся мы: мы, которые ИМЯ не имеют.
В прошлый раз я предложил слово - психопедагоги и психопедагогика.
Отзывы и переписка
Благодарю участников за отзывы, их было много, привожу только основные... Итак, фрагменты из переписки -
Геннадий Павленко: Здравствуйте Николай Иванович! психопедагогика - слово для внутреннего употребления. оно не коммерческое и такое не продашь. нужно что-то рекламное, броское и чтобы купить хотелось.
Юрий Зоря: "Психопедагогика" - это очень хорошо. Только слово "педагогика" - это слово имеет своим корнем греческое слово "ребенок" (дословно педагогика -"детовождение"). Если проводить аналогию с медициной, то есть терапия, а есть физкультура. Так и на тренингах - не столько приобретаются знания, сколько умения и навыки - это тренировка (в отличии от лекций). Но даже лектор для взрослых - это не педагог. Педагогика занимается воспитанием (умственным, физическим и нравственным) детей созидая из них (в идеале) всесторонне развитых личностей. Может психодидактика тогда? Но лучше психотренер и психотренинг. Мне так кажется.
Н.И. - Рад слышать, Юрий. Подумаю. Но психотренинг - слышится только как форма тренинговой работы. Психотерапия может быть как групповой, так и индивидуальной. И то, что делаем мы, может быть как в форме тренинга, так и индивидуально. Тогда уж лучше коучинг - индивидуальный или групповой.
Юрий Зоря: Мне кажется, что смысл нужно четко вложить. Тренинг - это транслитерация английского слова training - тренировка. У нас это слово прижилось именно как психологическая тренировка. При этом, что характерно - Coaching - тоже тренировка. В чем разница между этими двумя видами тренировки я не знаю, если честно, но и вообще тренировка бывает индивидуальная и групповая тоже. Как, видимо, и терапия. Мне кажется то, чем вы занимаетесь и называется коучинг. Просто у нас это слово как-то иначе воспринимается, например, как "менеджер". Поэтому и коуч у нас не тренер, а что-то другое и неопределенное, как "менеджер". :)
А.Клименко: А чем просто слово "педагогика" не устраивает? :) Хорошее слово. И подходит, по-моему.
Н.И. - Слово "педагогика" имеет устоявшееся значение и связано напрямую с семьей, школой и вузами. Психотерапевты тоже часто называют себя просто терапевтами, но они - не терапевты в поликлинике. А мы - не педагогиги в школе. Они психотерапевты, а мы - психопедагоги. Как-то так думаю...
Аруна Радуга:
Для меня труд и жизнь тренера на поле психологии - это образ жизни меня как человека. Есть то, что я делаю с собой со своей жизнью ежедневно, ежечастно и т.д. сама себе являясь и учителем и учеником. А есть то, что я могу (по прошествии определенного числа опытов над собой) предложить тем, кому это интересно. Размышляя над тем, как же все-таки я бы это назвала - пришло слово психосинтез. Пока только оно и вот почему. Проживая свою жизнь я постоянно взаимодействую в пространстве со всем, что в нем есть, впитывая или отторгая. Зачем? Думаю, что воспринимая себя как часть целого я ищу свой способ гармоничного существования с ним, при этом стремясь сохранить свою индивидуальность. Ведь деревья не хотят быть людьми и не трансформировались со временем несмотря на то, что люди и деревья дополняют друг друга - мы им углекислый газ, а они нам кислород. Т.е. умение остаться собой - для меня важно. И при этом дополнить себя великолепием бытия - тоже важно. Для меня это синтез, отбор и единение.
Н.И. - Психосинтез - не подойдет определенно. Во-первых, это слово определенно занято. Психосинтез - психотерапевтическое направление, созданное Роберто Ассаджиоли, направление очень популярное. Во-вторых, психосинтезом в твоем понимании (впитывание и отторжение) заняты преимущественно женщины в своей индивидуальной жизни. Тренинг - уже не впитывание, хотя и не втюхивание. В любом случае мужчины, как результатники, склонны к чему-то более энергичному, чем мягкое впитывание и взаимодополнение. Мужчины - строители, деятели, и в данном случае мы заняты обучением.
Майкл Рыбаков: Тема важная: «Как вы лодку назовете…». Но я бы предложил корень «психо» вообще убрать из названия. А то много негатива: типа «педагогика психов» и т.д. Для простых людей звучит именно так. «Развитие личности», наверное, самое точное. Примерно тоже же – «личностный рост», но выражение уже несколько обесценено шарлатанами, работающими под этим брендом.
Разбор словоупотребления
В том, что мы ищем, должен быть простой ответ на вопрос: "Вы кто?" - "Психотерапевт". А вы кто? ... Отвечать просто "психолог" - уход от вопроса, посколько психологи подразделяются на психотерапевтов, психодиагностов, психокоррекционистов, консультантов, тренеров. Сегодня я предлагаю следующий ответ: не психопедагог, а - "психолог-тренер".
Давайте послушаем, как звучат разные из предложенных вариантов:
Психотерапевт занимается психотерапией, его деятельность называется психотерапевтической.
Коуч занимается коучингом, его деятельность называется (прилагательное отсутствует).
Называть нашу деятельность коучингом, даже если это коучинг групповой - боюсь, это совсем неправильно. Коучинг - сопровождение, а не обучение.
Психопедагог занимается психопедагогикой, его деятельность называется психопедагогической.
Правильно по сути, но не звучит. Коммерчески проигрышно.
Психодидакт занимается психодидактикой, его деятельность называется психодидактической.
Непонятно по сути и никак не звучит.
Тренер занимается тренингом, его деятельность называется тренерской.
Это вводит в заблуждение. "Тренинг" - это форма работы, а не область деятельности. Тренинг может быть и тренирующим, и лечаще-психотерапевтическим. Тем более есть лишние ассоциации со спортивной деятельностью.
Психолог развития занимается развитием личности, его деятельность называется развивающей.
Не совсем правда, потому что развитием личности (что предполагает качественные изменения личности) мы занимаемся не всегда, гораздо чаще мы занимаемся обучением тем или иным жизненно востребованным навыкам.
Преподаватель практической психологии занимается преподаванием, его деятельность называется преподавательской.
Для нас неточно, потому преподавание в первую очередь ассоциируется с преподателем за кафедрой и чтением лекций, а не с практическим обучением, инструктажом и тренировкой.
Психолог-тренер занимается психологическим обучением, его деятельность называется психолого-обучающей.
Это мне нравится. Нормально звучит и отражает суть дела.
В Психологосе может быть написано: Психологическое обучение - обучение в области психологии. Мы, психологи-тренеры, занимаемся психологическим обучением. Психологическое обучение, как одна из областей практической психологии (наряду с психотерапией, психодиагностикой, психокоррекцией и социальной педагогикой), имеет свои направления (когнитивно-бихевиоральное, гуманистическое, трансперсональное, религиозное), свои школы и свои подходы (НЛП-подход, синтон-подход...). Такие-то методы психологического обучения...
Что скажете, коллеги?
Хотел бы услышать мнение многих. Решение - судьбоносное. Других названий, боюсь, уже нет. Если решим остановиться на этом - на многие десятилетия вперед мы становимся психологами-тренерами, говорим и пишем, что занимаемся психологическим обучением, и наша деятельность - психолого-обучающая. Если не решимся, то на многие десятилетия вперед зависаем в существовании без имени, мы - никто и звать нас - никак.
Решение?