Пропаганда
Пропага́нда (подлежащее распространению) — распространение каких-либо идей с целью привлечения сторонников.
Сходный смысл имеет термин агита́ция (приведение в движение) — устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политической или другой активности.
Современный синоним - публичная дипломатия.
Цели пропаганды
Пропаганда является одним из основных средств политической манипуляции. Пропаганду нельзя сравнивать с рекламой. Реклама ближе к самопрезентации или к информационному жанру. Сердцевину широкого семейства информационных жанров — деловых, политических, религиозных — составляет объявление. Когда исходная сигнальная функция сообщения концентрирует в себе элементы экспрессии (эмоциональной выразительности) и суггестии (внушения), реклама превращается в агитацию. А если агитационная реклама стремится вызвать больше коллективное, чем индивидуальное действие, она становится пропагандой. В отличие от рекламы пропаганда не ограничена жесткими временными рамками и ее непросто выявить. Пропаганда воздействует прежде всего на эмоции людей. Соответственно, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной.
Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей.
Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц.
Когда векторы интересов широких масс и конкретной группы лиц направлены в противоположные стороны, производимая этой группой пропаганда несет вред обществу. Более того, пропагандист вынужден идти на сознательный обман, чтобы скрыть реальные последствия тех действий, которые он призывает совершить людей. Сюда можно отнести, например, табачные компании, создающие привлекательные, мужественные имиджи, которые убеждают потребителей, что сигареты такой-то марки курят только «крутые ребята». Внизу всегда есть предостерегающая надпись «Минздрав предупреждает…» (благодаря закону «О защите прав потребителей»), но «крутой» имидж все равно действует. Это не откровенный обман, но все-таки умолчание о негативных последствиях курения, давно подтвержденных исследователями.
Типы пропаганды
Чёрная, белая и серая пропаганда
Белая - информация подается к объекту от официального источника.
Серая - не указывает конкретного источника.
Черная - скрывает подлинность своей информации.
Военная пропаганда
- Пропаганда плена
Побуждение противника к сдаче в плен, пропаганда плена — одно из самых перспективных и эффективных направлений психологической войны. Однако, как считают специалисты, очень важно при этом выбирать правильные формы и средства воздействия:
- не приукрашивать и не идеализировать пребывание в плену;
- сообщать конкретные факты, призванные рассеивать страх перед неизвестностью плена и его трудностями;
- подводить военнослужащих к мысли о целесообразности сдачи в плен во имя конечной цели — вернуться домой живым.
Результативность этого направления психологических операций можно проиллюстрировать на примере войны во Вьетнаме. За период боевых действий примерно 250 тысяч вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника. По подсчетам зарубежных специалистов, расходы американской армии на то, чтобы убить одного бойца Вьетконга составили в среднем 400 тысяч долларов, в то время как убеждение сдаться обходилось всего-навсего в 125 долларов на человека.
- Пропаганда военных успехов
- Пропаганда путем критического анализа своих ошибок
- Пропаганда путем внушения страха поражения
История пропаганды
Технология изготовления и распространения пропаганды.
Для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории.
Эффективность пропаганды определяется соотношением фактического количеством привлечённых сторонников к планируемому количеству.
Можно выделить три основных критерия содержания эффективной пропаганды:
- Наличие центрального тезиса;
- Лёгкость для понимания целевой аудиторией;
- Сложность для критики (обоснованность тезисов, их непротиворечивость друг другу и т. п.; или хотя бы видимость этого).
Таким образом, будет продвигаться некоторая идея (1), легко доступная пониманию аудиторией (2) и устойчивая к критике со стороны (3). Причём должен быть соблюдён баланс между (2) и (3). Если баланс не соблюдён, то либо идеи будут просто непонятны значительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды.
Что касается формы, можно выделить следующие критерии:
- Чёткость центрального тезиса — он не должен сливаться с фоном;
- Привлекательность фона.