Происхождение и особенности употребления понятия «секта»
Этимологически слово секта происходит от — «следовать за кем-то, повиноваться»; при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом и другими производными от — «резать, разделять, отсекать». Слово «секта» изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте еще в дохристианскую эпоху. Изначально в латыни слово secta имело следующие значения: путь, правило, образ действия, мыслей или жизни; учение, направление, школа; ересь, ложное учение; шайка.
В раннехристианскую эпоху слово «секта» стало преимущественно обозначать ложное учение, отколовшееся от основной общины, используясь для перевода (которое тоже сначала значило просто «учение, школа, направление», а затем сузилось до понятия «ложное учение, ересь»). Эти два слова вплоть до Нового времени употреблялись на латинском Западе как синонимы.
После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово — «секта» стало обозначать организацию или группу людей, а «ересь» — неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией, причем это правило словоупотребления было обращено и в прошлое христианства (таким образом, можно, например, сказать, что секта севериан исповедовала монофизитскую ересь). Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сегодня в обоих значениях употребляется только одно слово.
Русскоязычная терминология религиозных групп заметно отличается от, например, англоязычной. В частности, понятию секта соответствует два термина: sect и cult, основным различием между которыми признается необязательность для cult отпочкования от другой религиозной группы и отсутствие призыва к очищению данного религиозного учения и возврата к исходным корням. Вместо этого cults наоборот основываются на новых откровениях, пророчествах и нетрадиционных или эзотерических знаниях. В последнее время для cults в широком смысле слова все чаще используется понятие New Religious Movements (NRM).
В то же время часто используется по отношении к традиционным направлениям многих религий (например, основых течений ислама или христианства), что совершенно не свойственно русскому секта.
Секта в словарях
В.И. Даль определил слово «секта» как «франц. братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь».
Д. Н. Ушаков определил слово «секта» как «1. религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.)».
В Большом юридическом словаре слово «секта» определено как «отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т. п.»
Особенности употребления понятия
Само слово «секта» — не нейтральное, оно заключает в себе глубокий исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Косвенным подтверждением этому являются производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский», которые вызывает негативные ассоциации и обычно используется полемически или уничижительно.
В силу эмоциональной окрашенности религиоведы избегают пользоваться этим термином иначе как в описании исторических процессов, предпочитая термины «религиозные группы», «религиозные организации», «религиозные образования», «религиозные течения». Слово «секта» употребляется исключительно публицистами и религиозными деятелями (в отношении других религиозных организаций), практически всегда в уничижительном смысле.
Следует помнить, что это слово, как правило, обозначает не само учение, а организацию, его представляющую.
Термин «Секта» не употребляется (кроме единичных случаев) в нормативных актах РФ.
Литература
- Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002
- С. В. Булгаков Справочник по ересям, сектам и расколам. Издательство «Современник». Москва, 1994
- Шефер У. Вера бахаи: секта или религия? // Исследования бахаи. Издание «Ассоциации исследований бахаи», № 16
- Ирвинг Гексам. Новые религиозные движения. Карманный словарь. Александрия, «Ездра», 2006.
- Стенли Дж. Гренц, Дэвид Гурецки, Черит Фи Нордлинг. Теологические термины. Карманный словарь. Александрия, «Ездра», 2006.
- А. Эткинд. Русские секты все еще кажутся «obscure» // Эткинд А. Non-fiction по-русски правда. Книга отзывов. — М.: НЛО, 2007, с. 91-107
Ссылки
- Как помочь людям вырваться из секты (протестантский метод)
- Сайт «Апология христианства»
- Информационно-консультационный центр священномученика Иринея Лионского (занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов)
- Сайт НОРМ — сектообразная Национальная Организация Русских Мусульман
- Международная сеть организаций по изучению тоталитарных сект (наглядная схема). Тема на форуме Sektam.NET