Привязанность ребенка к матери: кросс-культурные исследования
В Соединенных Штатах устойчивая привязанность ребенка к матери считается идеальной. Эта точка зрения отражена даже в самом термине, который выбран Эйнсвортом и его коллегами. Однако в разных культурах отношение к привязанности различно. Например, немецкие матери высоко ценят раннюю независимость ребенка и считают замкнутую привязанность, т. е. уход ребенка от контакта с матерью, идеальной. Немецкие родители считают «тесно привязанного» ребенка «испорченным». Среди израильских детей, выросших в условиях кибуца (коллективного хозяйства), половина демонстрирует амбивалентную привязанность и только одна треть оказывается устойчиво привязанной к родителям. Дети, выросшие в традиционных японских семьях, также отличаются в высшей степени непостоянной амбивалентной привязанностью и никогда не бывают замкнутыми. Матери в этих семьях редко оставляют своих детей (например, под присмотром няни) и воспитвают в них чувство сильной зависимости (что само по себе любопытно, так как исследования американской культуры показали, что амбивалентные дети обычно бывают у менее заботливых матерей). Эта зависимость укладывается в традиционный культурный идеал семейной преданности. В нетрадиционных японских семьях, где мать может заниматься собственной карьерой, характер привязанности детей такой же, как в Соединенных Штатах.
Воспитание и привязанность в племени эфе
Некоторые другие исследования воспитания детей в различных культурах также ставят под сомнение представление о том, что близкий контакт с матерью необходим для устойчивой, здоровой привязанности ребенка. Изучение лесных африканских племен эфе (часто ошибочно называемых нелюбимым ими именем «пигмеи») обнаружило совершенно особенный тип воспитания, отличный от того, что большинство психологов считают необходимым для выработки здоровой привязанности ребенка.
Дети племени эфе проводят большую часть времени вдали от матерей и воспитываются другими людьми. Они постоянно находятся в поле зрения и слуха примерно десяти взрослых. Они имеют тесные эмоциональные связи с этими людьми, а не со своими матерями, и проводят очень мало времени с отцами. Исследователи обнаружили, что эти дети эмоционально здоровы, несмотря на наличие многочисленных воспитателей.
Исследования показали, что близость к матери не обязательна для эмоционального комфорта и привязанности детей эфе, но это не значит, что дело обстоит таким же образом в других культурах. Эту ситуацию, конечно, нельзя сравнить с положением детей, ежедневно посещающих ясли или детский сад. Племя эфе состоит из больших семей, которые являются постоянной составляющей частью жизни детей эфе. В детских учреждениях индустриальных стран, например в США, велика текучесть кадров и взаимоотношения воспитателей с детьми недолговременны. Племя эфе дает альтернативу нашим традиционным педагогическим идеям - пример постоянной заботы о ребенке нескольких людей, не сменяющихся на протяжении длительного времени.
Развитие привязанности у японских детей
Работы Мийяке и его коллег, посвященные развитию привязанности у японских детей, суммируют многие из этих положений. В своих многочисленных исследованиях Мийяке не обнаружил детей с замкнутым типом привязанности, В противоположность Соединенным Штатам, где большинство детей устойчиво привязаны к родителям, привязанность в Японии носит ярко выраженный амбивалентный характер, отражающий активное желание предотвратить разлуку с семьей (и усилить, таким образом, зависимость матери и ребенка).
Некоторые из дальнейших работ Мийяке показали тесную связь между темпераментом и привязанностью. В этих исследованиях измерялась раздражительность ребенка в ответ на прерывание сосания - обычный способ измерения темперамента - на 2-й и 5-й день жизни. Крики новорожденных классифицировали на два типа: слабый (быстро повышающийся, непродолжительный, резко прекращающийся) и усиленный (прерывистый, пронзительный, сопровождающийся беспорядочными мимическими движениями). Ученые обнаружили, что по характеру крика новорожденного на 2-й и 5-й день жизни можно предсказать тип привязанности ребенка, возникающий через год. Дети, склонные к слабому крику, скорее всего, будут обладать устойчивой привязанностью, а усиленно кричащие младенцы будут амбивалентны в своей привязанности, что вообще характерно для японских детей.