Принципы дрессировки — обсуждение
Размышления Лилии Смысловой
Выпускница Университета практической психологии
На вебинаре от 02.04.19 "7 главных правил воспитания" вы презентовали нам нарезку из видео Антуана Наджаряна, известного "собачьего психолога". И порекомендовали поискать в его системе воспитания собак принципы, подходящие для воспитания детей. Что я незамедлительно и сделала.
Пересмотрела кучу роликов с Антуаном Наджаряном. Выписала все принципы, какие услышала, проанализировала. Вывод получился такой: человеческим детям если дрессуру и использовать, то с обязательными оговорками.
Принципы, которые показались мне важными и интересными:
1. Хороший дрессировщик (воспитатель) - это компетентный дрессировщик. Профессионал. Тот, кто знает все о собаках, кто умеет и любит их воспитывать. Тот, кто получает удовольствие от процесса дрессировки.
Примеряю на себя. У меня есть педагогические знания? Сколько книг о воспитании детей я прочитала? Я - профессиональный родитель?
2. Чтобы собака была спокойной, разумной и внимательной, сперва в этот режим должен уметь входить дрессировщик.
Примеряю. Ору на ребенка? Если да - отстаю от ребенка и воспитываю сначала себя.
3. Авторитет не дается по умолчанию. Авторитет у собаки можно только заслужить.
По умолчанию на позицию авторитета для собаки может претендовать существо, котороефизически крупнее+сильнее+демонстрирует уверенность. Демонстрация уверенности, понимаемая и считываемая в животном мире - это прямая осанка и руки в боки. Поза сахарницы. Поза Тони Роббинса. Взгляд в глаза необязателен, иногда даже и не нужен, а вот спиной к агрессивной собаке поворачиваться нежелательно.
Я похожа на Тони Роббинса? Ну хотя бы на ортопеда из детской поликлиники? Если нет - отстаю от ребенка и занимаюсь наработкой авторитета.
3. Люди, которые завели собаку и не хотят заниматься воспитанием собаки - предают ее. Не воспитывать собаку - предательство. Так это понимает собака.
В этом случае она не чувствует себя в стае. Она просто приспосабливается к жизни рядом с этими "странными животными" и выживает одна.
У людей, к счастью, есть большое преимущество перед собаками - мы можем довоспитать себя сами. Собаки - не могут.
4. Контролирующее средство (ошейник) должен быть максимально комфортным для собаки. Он становится некомфортным (удушающим) ровно в тот момент, когда собака становится непослушной. Все остальное время собака ошейник замечать не должна.
Как наблюдение-вывод:у дрессировщика собак всегда есть контролирующее средство. А вот, например, к дельфинам этот вариант уже неприменим, поэтому там только положительные подкрепления (К.Прайор "Не рычите на собаку"). К человеческим детям, пока они физически слабее - такой прием применять технически можно. Собственно, традиционный ремень - это почти оно и есть. Но гуманно ли это? Вопрос остается открытым.
5. Когда собака лает, она вас не слышит. Она невосприимчива к командам, так как занята лаем. Если хотите, чтобы собака вас слушалась, нужно сначала добиться, чтобы она перестала лаять.
6. Дрессировать нужно с самого начального уровня. Если вы не достигли послушания на первом уровне, вы не можете требовать что-то от собаки на следующих уровнях.
7. Собаки не рождаются невоспитанными, злыми, вредными. Это приобретенное свойство. Это хорошая новость - от приобретенного можно избавиться.
8. Я общаюсь с собакой, как с собакой, а не как с человеком. Она не человек. Она не понимает человеческий язык. Я общаюсь с собакой на собачьем языке. Собаку нужно любить как собаку, а не как человека.
Вам это ничего про "языки любви" не напоминает?
9. Я не жалею собаку. Жалеть=демонстрировать слабость=терять авторитет. Жалеть - это значит показывать любовь в неподходящий момент. Любовь нужно показывать только тогда, когда собака это заслужила, когда ведет себя хорошо и правильно.
Кстати, хороший способ научить ценить любовь. То, что дается даром и ничего не стоит - не ценно.
10. Я не восхищаюсь собакой. Восхищаются слабые - сильным. Восхищаться собакой - показывать ей свою слабость, потеря авторитета. Пусть она мной восхищается. Я - главный.
А мне слабо? Восхищаться самой собою каждый день, а не этим милым розовым карапузом? Вопрос-провокатор для девушек: кто более восхитительный, сильный умный зрелый человек или "личинка человека"?
11. Главный не обращает внимание на собаку просто так. Повышенное внимание дается тому, кто главнее. Это собака должна быть внимательной и следить за главным, а не главный - за ней.
12. Собаки не живут прошлым, не живут будущим. Собаки живут настоящим моментом. Для них реален только сегодняшний день. Поэтому их и возможно дрессировать немедленно, прямо сейчас, в любой момент. Собака принимает новый сценарий жизни сразу.
Здесь отличие собак от людей - функция памяти у людей развита гораздо сильнее. У людей есть способность жить прошлым и будущим. Насколько я знаю, начинает развиваться такая функция в возрасте примерно 4-5 лет. До этого возраста - пожалуйста, у меня в распоряжении условная собака по интеллекту.
13. У главного есть своя территория, свое имущество. Главный владеет ресурсами (едой). У собаки нет своей территории, нет своего имущества. Всё её и собственно сама она - принадлежит хозяину. Надо быть последовательным в том, что дает вам власть. Собака, которую вы хотите сделать послушной, должна понять, что никакое сопротивление не даст ей власть. Все равно вы сделаете с ней то, что хотели.
В этом месте собачью методику мне применять расхотелось. Так как получается, что собака - раб человека. Если воспитывать ребенка полностью как собаку, получим раба. Я раба воспитывать не хочу.
А тогда придется этот принцип перевернуть: если хотите воспитать лидера, главного, не раба, то у него должно быть умение обращаться с ресурсами (тайм-менеджмент, финансовая грамотность, здоровое отношение к собственному телу как к ресурсу), у него должно быть имущество и чувство имущества, у него должно быть умение осуществлять власть. И ребенку НАДО давать побыть главным. Если я хочу вырастить "главного" - значит, я должна показать ребенку, что такое власть. Я должна быть иногда слабой.
14. Собака ощущает себя спокойно и уверенно, находясь в стае с четко установленной иерархией. Если в стае (семье) у собаки нет четкой иерархии, она живет в условиях постоянной неопределенности, в стрессе. Она не понимает чьи правила когда соблюдать, она вынуждена постоянно менять свое поведение.
Тут мне тоже как-то сомнительно.
Все самые вкусные плюшки в стае получает главный. Все остальные выигрывают ровно в той степени, в какой им позволяет выигрывать главный. Собаку такое положение дел устраивает. Она спокойно принимает положение подчиненного. Люди, которые никогда не пробовали самой вкусной плюшки, тоже спокойно остаются рабами.
У людей же, которым давали почувствовать вкус власти - такое положение дел вызывает чувство неполного удовлетворения. Понятно, что главный делится, заботится, учитывает, чтобы все интересы были соблюдены, чтобы выполнялась стратегия "Я выиграл - Ты выиграл". Но то, что досталось от главного - это не самый вкусный выигрыш. Самый вкусный - это тот, который ты мог бы иметь, если бы был главным.
Формат семьи, где главный отец, а жена и дети в подчиненном положении - максимально выгоден только одному человеку - отцу. Остальным выгодно только в той степени, в какой им это позволил отец. Но, поскольку это не максимальная степень, жена и дети постоянно не удовлетворены на все 100%.
И это хорошо. Так как именно из этой неудовлетворенности и вырастает стремление к свободе, стремление стать взрослым и главным. Это та сила, которая заставляет развиваться и расти. Михаил Ефимович Литвак называет это "принципом сперматозоида".
А собака не растет. Она просто занимает свое стабильное место в иерархии стаи и всё.
Значит, если я хочу своего ребенка замотивировать на развитие и рост, мне опять-таки нужно давать ему иногда почувствовать вкус той самой сладкой плюшки? Но это же нарушение иерархии. И задачка остается по-прежнему творческой.
Вообще идея дрессировать детей как собак популярная. Есть даже известный мультик-пародия на эту тему, из мультсериала "Южный парк", 2006 года выпуска: http://sp.freehat.cc/episode/1007/
Из него мы тоже видим, что не в детях дело, и не в способах дрессировки. Дело - в дрессировщике. Что он хочет, какова его цель, под какую задачу ему ребенок, кого он растит: рабов или лидеров.
А вы что думаете?