Повтор дословно. Отчет
За прошедшую неделю благодаря тому, что я задавала супругу вопрос «А правильно ли я поняла, что…», я предотвратила 3 надуманных мной конфликта.
Для меня это очень большое поле работы, поскольку я:
- вообще не уточняю, о чем говорит собеседник, истолковывая его/ее слова как мне удобнее;
- могу точно, дословно повторить обращенный ко мне вопрос лишь в половине случаев;
- тезисы собеседника могу повторить чуть более в половине случаев;
- я регулярно начинаю споры по поводу того, что собеседник не имел в виду;
- в конфликте я не могу точно воспроизвести слова свои и противоположной стороны.
ТРЕНИРОВКА
Игра "Цепочка речи"
Игра будет идти «с накоплением», она предполагает, что информация будет накапливаться от игрока к игроку. Каждый следующий участник использует сделанное/ сказанное/показанное до него и передает эстафету дальше, добавляя к полученному ранее материалу свою информацию.
В «Цепочке речи» это будет выглядеть следующим образом. Первый участник произносит любое предложение на заданную тему. Второй буквально дословно повторяет услышанное предложение, добавляя к нему свою реакцию. Третий возвращается по смыслу к предыдущим двум предложениям и добавляет свое и т. д.
Предположим, заданная тема, – «Погода»:
1-й: Как по-твоему, сегодня не холодно?
2-й: Ты спрашиваешь, не холодно ли сегодня. Я думаю, что сегодня теплее, чем вчера!
3-й: Игорь спросил, не холодно ли сегодня. Оказалось, что сегодня теплее, чем вчера. Значит, мы можем не надевать куртки.
4-й: Наша беседа началась с вопроса о том, не холодно ли сегодня. Мой товарищ ответил, что, по его мнению, сегодня теплее, чем вчера. Это обрадовало еще одного из собеседников, потому что он считает, что мы можем не надевать куртки. Я считаю, кроме того, что и зонтик нам не понадобится, потому что не будет дождя…
В этом примере видно, что лишь второй игрок должен дословно повторить фразу первого участника, чтобы закрепить тему в сознании членов команды. Дальнейшее же накопление идет максимально близко к тексту, с обширным цитированием, но тем не менее каждый следующий участник может использовать новые фигуры речи, вводные слова. Он подыскивает синонимы, чтобы придать разговору уровень красивой и эстетичной, а не только информативной, беседы. Когда цепочка обрывается (из-за исчерпанности темы, излишней развернутости, из-за недостаточной концентрации кого-то из участников…), новая цепочка текста начинается со следующего по очереди игрока.
Дома задавали темы: «Хорошо ли прожарена курица», «На улице снег. Интересно, растает?»
Я: Как по-твоему, хорошо ли прожарена курица?
Настюша: Мам, ты спрашиваешь, хорошо ли прожарена курица. Я думаю, что сегодня она великолепна!
Дмитрий: Мама спросила, хорошо ли прожарена курица? Оказалось, что она великолепна. Значит, мы можем поблагодарить маму за отличный ужин.
Я: Наша беседа началась с вопроса о том, хорошо ли прожарена курица. Настюша ответила, что, по ее мнению, она великолепна. А папа добавил, что можно поблагодарить меня за отличный ужин. А я пожелаю нам «Приятного аппетита».