Понятие секты в буддизме

31 декабря 1999 г. в 21:00

​Употребление слова «секта» в сочинениях по буддизму имеет совершенно другой смысл, отличный от того, который имеет этот термин в современном христианстве. В современном христианстве «секта» рассматривается как некая группировка, отколовшаяся от основного религиозного направления и подвергшая ревизии догматические положения. Таким образом, в христианстве «секта» часто употребляется как синоним ереси или же близкое ей понятие (организация сторонников определенной ереси).

С этой точки зрения в буддизме отсутствуют сектантские движения, так как любая школа, причислявшая себя к буддийскому учению, полностью разделяла основную доктрину — Четыре благородные истины. Поэтому в буддизме невозможно деление на ортодоксальные и еретические учения. Интеллектуальная свобода, присущая буддизму, позволяла в широких рамках трактовать религиозную доктрину и йогический опыт. А те течения, которые не разделяют Четыре благородные истины, буддийскими не считаются.

Период, предшествовавший письменной фиксации буддийского канона, интересен прежде всего тем, что уже на данном этапе в рамках единой буддийской духовной традиции оформляются первые школы и направления. В специальной научной литературе эти школы часто именуются «сектами». Однако в данном случае слово «секта» никоим образом не связано с понятием ереси. Для буддистов еретики (тиртхики) — это последователи иных, небуддийских, религиозных доктрин, а любая школа, причислявшая себя к буддийскому вероучению, полностью признавала Слово Будды.

Ермакова Т. В., Островская Е. П. «Классический буддизм».

В работах посвященных буддизму слово «секта» употребляется достаточно часто, не имеет негативный оттенок и означает самостоятельные течения в буддизме, то есть является аналогом слова «школа».

Одновременно, по отношению к синкретическим религиозным школам, использующим буддийскую терминологию, но искажающим принципиальные основы буддизма, употребляется термин «синкретическая секта» (или просто секта, но в смысле — синкретическая, а не буддийская).

Некоторые буддийские направления послужили основой для формирования синкретических сект. Школа цзин ту («Чистой земли»), основывавшая свою доктрину на вере в спасительное обетование будды Запада Амитабхи (кит. Амито-фо) и перерождение в счастливой «Чистой земле», дала рождение сектантской традиции «Белого лотоса» — байлянь-цзао.

Духовная культура Китая. Энциклопедия. М., 2007 г., с. 264.

Современные синкретические секты, такие как Аум Синрикё, Фалуньгун и другие, являются продолжателями средневековых сект и имеют с ними много общего:

Основными источниками китайского сектантства являются буддизм и даосизм. Основатели сект, например, взяли на вооружение многие психофизические практики, присущие буддизму и даосизму, практики органично вплетаются в ткань учений и представляются их составной частью.

Людмила Кравчук Взаимодействие элитарной и народной культуры в Китае на примере средневековых сект.

Файлы:
  • Буддизм
  • Общество
  • Личность, общество

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Буддизм
Буддизм — религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом).
31 дек. 2004 г.
Секта
Секта — религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления. В обыденном словоупотреблении секта - вредная замкнутость какой-либо группы, а сектанты - участники замкнутой группировки с опасными тенденциями. Термины Тоталитарные и деструктивные секты введены в обиход православным деятелем А. Л. Дворкиным предположительно в 1993 году и нашли употребление практически исключительно в публицистке и работах самого А. Л. Дворкина и нескольких его последователей. Академических определений для этих понятий не существует, что позволяет пользоваться ими произвольно, чаще судя об организации на основании тех или иных косвенных признаков.