План работы консультанта: воспитание детей
Автор: Людмила Бухтеева
Выпускница Университета практической психологии
Каждая консультация особенная (родители и их дети – разные). На каждую встречу «приношу себя». Следовательно, и внушаю своим клиентам то, во что глубоко верю сама. При этом, у меня есть подходы, которых я придерживаюсь в своей работе.
- Сразу, после первого озвучивания клиентом своего первоначального запроса, я обязательно поддержива клиента в его желании разобраться в ситуации и изменить ее: «Вы хорошая мама (хороший папа)!». Поддержка очень нужна любому человеку, особенно в трудную минуту. Она дает силы и мотивацию двигаться дальше в решении вопроса. Мне же это помогает построить раппорт с клиентом.
- Поняв для себя, что "это - мой клиент", сообщаю ему о своей готовности работать с ним: "Я готова взяться за ваш случай".
- Сообщив клиенту об объеме предполагаемой работы: "Работы много", уточняю: "Насколько вы сами готовы трудиться? Чего и сколько готовы вкладывать в изменение ситуации?".
- Договариваюсь о формате (конфиденциальность, количество, частота, продолжительность сессий, обязательность "домашних заданий" и отчетов о выполнении и результате, возможность консультаций по телефону между сессиями, оплата и др.).
- Выслушав от клиента все недовольства в адрес ребенка, спрашиваю: "Что вам нравиться в вашем ребенке? Назовите его положительные черты."
- Обязательно внушаю, что ребенок, послуживший причиной визита к психологу, тоже хороший! Просто он еще чему-то не научился, в чем-то ошибается, «отзеркаливает» негативное поведение других или, защищаясь, агрессивно-эмоционально реагирует на «нападение» (угрозы, упреки, обвинения и т.п.) со стороны взрослых. Тут вариантов может быть множество. В них надо разбираться. И при этом всегда знать «Ребенок – хороший! Это мы, родители в чем-то ошибаемся и недорабатываем».
- Еще я предлагаю клиенту очень короткий тест. Надо ранжировать (расположить по важности) человеческие качества: умный, смелый, честный, трудолюбивый, добрый, жизнерадостный, надежный. Чаще, «Добрый» попадает в первую тройку. И это понятно. Все хотят жить в добром окружении. Затем, надо ранжировать важность этих же качеств для себя. Здесь «Добрый» отодвигается дальше. Скорее, каждый считает себя УЖЕ добрым. Большинство ждет добра от других. Причины этому могут быть разными. Моя задача – повернуть клиента лицом к доброте. Без нее, считаю, не воспитаешь ребенка добрым и «количество добра в мире» не увеличишь.
- Также, полезно задать родителю такой вопрос: «Доброта и честность – это достоинство или недостаток, сила или слабость?». Здесь есть над чем поразмышлять. Моя цель – посеять семена, чтобы родитель поразмышлял уже после встречи. Известную фразу проф. Н.И.Козлова «Что бы я ни делал – количество добра в мире должно увеличиваться!» я использую на своих консультациях как инструмент внушения.
- В целях осознания клиентом сути воспитания задаю вопрос: «Что вы вкладывает в понятие «Воспитание ребенка»?».
- Знакомлю с позициями восприятия. Для улучшения взаимопонимания между родителем и ребенком взрослому важно освоить умение рассматривать жизненные ситуации с разных позиций восприятия.
- Предлагаю отвечать на вопросы, формулировать тезисы в позитивном ключе. (отработка начинается уже на консультации).
- Использую шкалу состояний (от 1 до 10).
- Перевожу клиента с позиции Жертвы на авторскую позицию (Что готовы делать?)
- Говорим из будущего, а не из прошлого (о задачах и путях решений, а не о причинах трудностей).
- В качестве домашнего задания использую следующие упражнения: "Контроль и учет", "Спокойное присутствие", "Позитивный переводчик", "Поддержка и одобрение", "Положительные внушения", "Солнышко", "Если б я любил", "+ - +", "Повтори, согласись, добавь", "Мои достоинства", "Достоинства ребенка", "Мягкая игрушка", "Вчувствование", "Приемы НЛП", "Сказкотерапия" и др.
- В начале каждой последующей встречи обсуждение проделанной клиентом работы, анализ полученного результата (успехи, отрицательный опыт), перенос невыполненного или неудачно выполненного задания на следующий раз с уточнениями.
- В ходе каждой сессии поддерживаю, помогаю, мотивирую клиента на работу, хвалю за успехи.
Алгоритм решения задач по улучшению родительско-детских отношений
Для составления алгоритма надо сформулировать сам вопрос, который предстоит решать. Например, у клиента возникли определенные трудности в воспитании ребенка. Тогда первое: формулируем условие задачи (исходные данные). Второе: формулируем, что требуется найти.
В каждой ситуации в родительско-детских отношениях есть участники. Это: Ребенок, Родитель (или другой взрослый) и Окружение (это – другие члены семьи, детский сад, школа, друзья, СМИ, т.е. социум). Также, между участниками уже сложились какие-то взаимоотношения. Замечу, что большинство наших затруднений с детьми, как раз, и объясняются неумением находить с ними общий язык.
Формулировка задачи. Клиент пришел с "проблемой" (точка В) и хочет получить получить результат (точка С). Задача для психолога: разработать перечень рекомендаций, упражнений, выполняя которые клиент избавится от "проблемы" и решит творческую "задачу".
Исходные данные
- Есть некая точка «А». Участники: родитель(и), родившийся ребенок, семья.
- Точка «В» - сложившаяся ситуация, с которой пришел клиент. Участники: родитель(и), подросший ребенок, социум.
- Расстояние от А до В – период времени, за который взрослые и ребенок дошли до нежелательного для клиента результата. Здесь сложились отношения родителей с ребенком.
Что хочет клиент: точка «С» - желаемый результат для клиента. Участники: родитель(и), ребенок, социум.
Ход решения задачи. Расстояние от В до С – период времени, в котором родитель будет работать (выполнять задания). Здесь будут меняться взаимоотношения между участниками, происходить другие перемены. Конкретные рекомендации и задания родителю (первое задание легкое). Точка D – перспективные цели воспитания (если родитель их знает и стремится к ним). Участники: родитель(и), взрослый ребенок, социум.
Итого: конкретный результат от проделанной работы.