Отгадай, что я почувствовал. Игра
Коррекция агрессивного поведения у детей. Работа с чувствами
Если вы уже поиграли (и не раз) в игру «Знатоки чувств», то наверняка ваш ребенок уже знает названия хотя бы основных эмоций. Но это еще не значит, что он правильно понимает их суть. Проверить это (а при необходимости и подкорректировать) вам поможет данная игра. В ней две основные роли: водящего и игрока (игроков может быть несколько).
Водящий должен загадать какое-то чувство, вспомнить историю, когда это чувство возникало у него, или придумать историю о ком-то другом, переживающем похожее состояние. При этом он должен рассказать свою историю так, чтобы не назвать случайно само чувство. Закончить рассказ нужно предложением: «Тогда я почувствовал...» - и сделать паузу. Тогда игрок пробует отгадать, что же мог чувствовать человек, попавший в такую ситуацию.
Рассказы лучше делать небольшие, например такие: «Пришла я раз из магазина, выложила продукты и поняла, что среди них нет масла. Вероятно, я забыла его на прилавке, когда убирала все в пакет. Посмотрела на часы - магазин уже закрывается. А так хотелось пожарить картошку! Тогда я почувствовала...» (Самый точный ответ в этом примере - «досада», но могут иметь место и другие эмоции - грусть или злость на себя.)
Примечание. Лучше, чтобы начинал водить взрослый, показывая детям на примере, какими могут быть рассказы (не слишком длинные и не очень сложные). Если же ребенок угадал чувство персонажа, о котором идет речь, то можно предложить ему стать водящим и придумать свою историю. Слушайте внимательно эти истории - возможно, в обычной беседе ребенок не рассказал бы о своих скрытых переживаниях!
Комментарии от редакции Психологоса:
Обучение чувствам - дело нужное и доброе, но при соблюдении некоторых условий, а именно, когда детей учат не только чувствовать, но и думать. Если же детей целенаправленно учат только чувствовать, а о том, что можно еще и думать, ни воспитателям, ни детям в голову мысли не приходят, это кажется ошибочным решением. Дополнительно заметим, что в конкретно этой игре воспитатель обучает ребенка негативным чувствам, обращая внимание на то плохое, что есть в этой ситуации. Кажется, что могут быть и более творческие решения. Возможно, что детям в качестве подсказок можно задавать следующие вопросы:
Тогда я подумала..
Что делать сейчас? Какие выводы на будущее? Какое приму решение?
Кстати, а что в этой ситуации хорошего?