Ориентировка на успех в воспитании детей
В этой работе речь пойдет о т.н. «позитивном мышлении» в воспитании. Что это такое? Краткое определение позитивного мышления следующее: «Я говорю и думаю о том, чего я ХОЧУ!» А не о том, чего НЕ хочу!
Например, вы приходите в магазин и хотите купить черные туфли на невысоком каблуке. Гораздо более логично вам прямо сказать продавцу о том, какая обувь вас интересует, а не перечислять то, что вам не надо. Например, «Мне не нужны белые, кремовые, красные туфли, туфли на платформе или шпильке».
Как все это связано с воспитанием детей?
Чтобы стало понятней, давайте представим себе такую вполне привычную картину:
Субботний или воскресный день. Глава семейства, находясь в благодушном состоянии, предварительно выпив бутылочку пива, решает поучить уму-разуму (т.е. повоспитывать) своего непутевого сынка. Если сынок еще мал, он сажает его себе на колени, если уже достаточно большой, то рядом или напротив и начинает следующий монолог: «Дорогой мой сын! Я прожил уже довольно долгую жизнь…За эти годы я сделал то-то и то-то, добился того-то и того-то. Также в своей жизни я пробовал сделать это и это, но у меня ничего не получилось. Я допустил в своей жизни такие-то и такие-то ошибки. Поэтому хочу тебя заранее предупредить, не делай, сынок, следующих вещей…(перечисляются вещи)…остерегайся вот этого…(перечисляется то, чего нужно остерегаться)…обходи стороной таких-то людей…(следует список качеств людей или даже вполне конкретных индивидов, которых надо остерегаться)…»
А теперь давайте рассмотрим другую ситуацию:
Точно такой же субботний или воскресный денек. Глава семейства, в не менее благодушном и доброжелательном состоянии, пропустив предварительно несколько бутылочек пива (почему бы и нет - выходной все-таки) решает (наконец-то!) заняться воспитанием своего сынишки. Он точно также сажает его либо себе на колени, либо рядом на стул и начинает такую речь: «Дорогой мой сын! Ты прекрасный, умный, талантливый, красивый, сильный и т.п. человек! Тебя в жизни ждет столько удивительных вещей! Ты посетишь много замечательных мест, и на твоем пути встретится масса хороших и добрых, настоящих друзей! Тебя ждет прекрасное будущее и горы свершений!»
Скажите, только честно, с вами родители в детстве как разговаривали? Как в первом, или как во втором случае? Я опросила достаточное количество своих знакомых и друзей, и получила такие результаты: меньше 1% из них родители «наставляли» как в последнем примере.
Причем все респонденты приводили «неоспоримые» аргументы в пользу первого типа воспитания: «Ну, как же, ведь родители должны предупредить ребенка о возможных ошибках и опасностях, пусть заранее знает и учится на чужих, а не на своих ошибках! Ведь они через это все уже прошли, и делятся с детьми своим ценным жизненным опытом!»
Позволю себе со всем этим не согласится. Есть такая притча: «Тысяча людей думали, что ЭТО нельзя сделать. Пришел тысяча первый, который этого не знал, и сделал ЭТО».
Родители, естественно, руководствуясь самими лучшими побуждениями и намерениями (а благими намерениями известно куда дорога выстлана), программируют ребенка на повторение тех же самых ошибок. Люди так устроены (особенно дети), что когда им что-то запрещают: это не делай, туда не ходи, вон то не трогай, то они пропускают мимо ушей частицу «НЕ», и все их внимание концентрируется на том, ЧТО запрещают. Не зря говорят «запретный плод сладок». И даже если мы очень хотим исполнить данный нам наказ, мы сначала должны мысленно вообразить себе то, ЧТО нам запрещают, и только потом уже усилием воли запретить себе это.
У взрослых это еще как-то получается, а вот совсем маленьким детям это дается с трудом. Попробуйте сказать трехлетнему ребенку: «НЕ хлопай дверью!» Он сразу же начнет ей еще более интенсивно хлопать, поглядывая на вас. И не потому что он такой вредный и упрямый. Просто ему еще трудно проделать все эти операции с частицей «НЕ» в уме. У детей мышление является наглядно-действенным или наглядно-образным. Поэтому все эти операции ему надо проделать в материальном мире, а не в воображении.
Взрослым тоже не надо слишком обольщаться. Очень известный эксперимент: «Попробуйте в течение трех минут не думать о белой обезьяне в розовой юбке». Ну, как? Получается? То-то же! Чтобы не думать об этой обезьяне, вам ее надо сначала представить. Правда, когда вы ее представите, от нее будет очень тяжело избавиться.
Так что же получается, детей совсем не надо воспитывать? И возможно ли воспитание без запретов? Воспитывать, конечно, надо и без запретов не обойтись. Только ведь запрещать можно по-разному. И главное правило здесь такое: «Затворяя одну дверь, надо не забыть открыть другую». Если все нельзя, то возникает вполне закономерный вопрос: «А что можно-то?»
Что следовало сказать трехлетнему мальчику, хлопающему дверью, если он вас уже порядком утомил? Вместо «Не хлопай дверью!» гораздо эффективнее сказать «Аккуратно и тихонечко закрой дверь...пожалуйста». А как избавиться от белой обезьяны в юбке? Ну, например, можно подумать о красном бегемоте в зеленых шортах.
Родители, конечно, должны помогать детям, но только не предупреждая их о возможных ошибках (чужих ошибках!), а формируя у них уверенность в себе, оптимизм и нацеленность на успех. Если же вы видите, что любимое чадо вот-вот вляпается в какую-то неприятность, то его надо взять за руку (в прямом или переносном смысле) и вывести на свет, в безопасное место, а не указывать на тьму, опасность. Запомните, если ребенок, усвоив от родителей представление о мире как опасном и суровом, пойдет по нему с молотком в руках, то на его пути попадется достаточное количество гвоздей.
К сожалению, мало кто из родителей воспитывает своих детишек как папа из второй истории. Именно поэтому у нас и существует такая пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает». И часто можно наблюдать такую картину: взрослый уже сын, сидя с папашей за столом и уже совместно попивая пивко, многозначительно произносит: «Да, батя, ты был прав, жизнь - суровая штука! Жизнь прожить, не поле перейти!»
Пусть ребенок будет настроен на успех, а не живет в ожидании возможных неудач и ошибок!
Только хочу предупредить! Если вы решитесь воспитывать ребенка подобным образом, не говорите ему, что он САМЫЙ умный, талантливый, красивый и т.п. Потому что в этом случае он уловит именно слово САМЫЙ и всю жизнь будет страдать от этой своей «исключительности и уникальности».
И еще такой важный момент. Когда-то А.С. Пушкин сказал: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». И это с его-то образованием! Хотя, честно признаться, он был прав. Нам всю жизнь «впихивают» сухие знания, которые складируются на полочках нашего ума, покрываясь толстым слоем пыли и в общей массе не находя применения в жизни. Это мертвые знания.
Обучение и знания приносят пользу, прежде всего, тогда, когда они прочувствованы, пережиты самим человеком. Когда обучение основано на положительных эмоциях.
Школьные психологи провели такой эксперимент: они пришли в класс и спросили у ребят: «Какого цвета снег?». Сразу же на первой парте отличник поднял руку и радостно ответил: «Белый!», ожидая похвалы. С задней же парты (т.н. «галерки»), вальяжно развалившись на стуле, школьный хулиган и двоечник выкрикнул: «Да противный сегодня снег, мерзкий!»
Знаете, именно из этого «двоечника» в будущем будет толк. Потому что он руководствуется не какими-то абстрактными знаниями, а теми знаниями, которые он сам прочувствовал, пережил.
Если раньше ребенка начинали нагружать знаниями со школы, то сейчас принято заниматься его образованием с пеленок. При этом многие родители и педагоги не учитывают таких элементарных вещей:
- ребенку для физического здоровья и лучшего усвоения информации необходимо двигаться. «Движение, как известно, - жизнь!»
- и, во-вторых, основным видом деятельности и формой познания окружающего мира дошкольником является игра. Именно в игре развивается творческое мышление и воображение.
Обучать ребенка в этом возрасте надо в игровой форме, не лишая его при этом возможности двигаться и получать положительные эмоции от учебы. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»
Мне как-то довелось наблюдать следующую сцену: папа смотрел по телевизору футбол, а в это время его сын с папиным мобильником в руках ворвался в комнату со звуками «Р-р-р», воображая, что мобильник - это самолет. Ребенок принялся носиться по комнате, представляя, по всей видимости, что он - пилот.
Продолжение истории было следующее...Футбол закончился победой папиной команды (не известно каким бы оно было в том случае, если папина команда проиграла), и довольный папа подозвал сына к себе. Потрепав его снисходительно по голове, он абсолютно серьезно произнес: «Понимаешь, Максим, это не самолет, это мобильный телефон. Он предназначен для мобильной, беспроводной связи с другими людьми. Сделан телефон из пластика. Пластик - это продукт нефтепроизводства. Чехольчик у телефона сделан из искусственной кожи, ее тоже получают из нефти» . Можно себе представить глаза ребенка...
Родители, слишком усердствуя в деле обучения ребенка, часто лишают его возможности играть, а значит, лишают его детства. Слишком раннее обучение логическим, абстрактным, «сухим» знаниям, навсегда «убивает» у ребенка фантазию и воображение.
Мораль сей статьи такова: дорогие родители, дайте вашим детям возможность прожить свою собственную жизнь (а не чужую), совершить свои ошибки и извлечь из них свой собственный опыт («все в нашей жизни, что нас не убивает, делает нас сильнее»), и не лишайте детей счастливого детства - фундамента, на котором строится здание всей последующей жизни.