Нежность. Напряженность. Как делаются мои чувства?
Автор: Елена Кузьмина, психолог, коуч
Выпускница Университета практической психологии
В этой работе я хочу описать структуру двух типичных для меня чувств: чувства напряженности и чувства нежности.
Чувство напряженности
Термин «напряженность» я выбрала за неимением лучшего. Он не полностью описывает мое состояние. Чтобы пояснить, скажу, что та напряженность, которую я здесь имею в виду проявляется у меня как суетливость, спешка, нервозность, мельтешение действий и мыслей. Если кто-то предложит более точный термин, буду благодарна за подсказку.
В качестве примера приведу несколько реальных ситуаций, где проявляется это чувство:
Пример 1: Сборы с детьми. В последний момент ищу нужные вещи, вспоминаю, что нужно проветрить квартиру, взять запасную майку или какие-нибудь документы.
Пример 2: Я тороплюсь куда-то, выхожу из дома, экономя каждую секунду. Все дела, которые можно сделать параллельно с чем-то — я делаю. Все движения осознанные, паузы между движениями отсутствуют.
Кинестетика
- Движения (в т.ч. жесты) быстрые, резковатые, иногда неловкие. Если иду, то шаг широкий, руки (если свободны) широко размахивают. Если работаю за компьютером, то тело практически неподвижно, ноги замерли в неудобной позе, двигаются только кисти рук и глаза, губы беззвучно двигаются (резкий выдох «П-п-п»).
- Зажаты мышцы плечевого пояса, предплечья, задняя поверхность шеи, бедра, голени, мышцы вокруг глаз, верхняя и нижняя губа, нижняя челюсть, щеки, гортань.
- Мимика: губы двигаются, проговаривают внутренний текст, или сжимаются в тонкую полоску, иногда прикусываю нижнюю губу.
- Образ внутреннего действия: я всемогущая, у меня сто рук, я сделаю все на 100% и даже больше, как бы мне не было тяжело.
- Функциональное состояние — жжение в груди, головокружение, повышенная активность.
Осмысление
- Дыхание и интонации — дыхание поверхностное, учащенное, сбивчивое. Чаще молчу. Если говорю, то интонации требовательные. «Тааааак!», речь громкая, быстрая, фразы длинные на одном дыхании.
- Текст — Я держу контроль в своих руках, результат моих действий крайне важен и я сделаю все наилучшим образом. Мне нельзя ошибиться.
- Формулировка чувства: Предельная напряженность.
- Образ ситуации: Я хожу из одной комнаты в другую, в руках много разных вещей, которые нужно разложить по своим местам. Хватаю все подряд и все равно что-то забываю, приходится возвращаться, время поджимает. Звук — какофония.
Нежность к дочери
Кинестетика
- Движения, поза, жесты — корпус обращен в сторону дочери, голова чуть наклонена, внимательный взгляд на нее. Рукой поглаживаю ее плечи, спину, ножку. Движения плавные, осторожные.
- Мимика — полуулыбка, глаза чуть расширены.
- Зажимы — тело в целом расслаблено, слегка зажата шея, т.к. голова повернута в одну сторону; есть зажим в месте скрутки позвоночника (в пояснице или в середине спины).
- Функциональное состояние — тепло в груди, в лице.
- Образ внутреннего действия — как будто я вбираю ее всю в себя, поглощаю ее.
Осмысление
- Интонации и дыхание — дыхание медленное, поверхностное, через нос; интонации теплые, мягкие.
- Текст — я тебя очень люблю, ты у меня самая красивая, самая хорошая, я сделаю все, чтобы тебе было хорошо, я горжусь тобой и хочу, чтобы все гордились, какое же ты чудо! Съела бы тебя!
- Формулировка чувства — чувствую нежность
- Образ ситуации — как будто держу ее на руках только что родившуюся, или кормлю грудью. Цвет — молочно-белый.
Выводы
Рассмотренные чувства действительно складываются из 3-х слоев: лица/тела, кинестетики и осмысления. Почему я называю это чувствами? Наверное, называть свое состояние одним словом «нежность» или «напряженность» просто удобнее и понятнее. Сейчас, когда упражнение «Не играю жертву» у меня отработано, я прекрасно понимаю, что создаю эти состояния сама, по привычке, или из каких-то выгод.
Разложив эти чувства по всем пунктам, я вижу, что ключи эмоций здесь присутствуют. Я попробовала сознательно запустить чувство нежности и чувство напряженности — у меня получилось. Дыхание, взгляд, мимика, поза, напряжения в теле, внутренняя картинка — все это вызывает во мне соответствующее чувство.
С точки зрения теории социального психоанализа эмоций, могу сделать следующие выводы:
- Как напряженность, так и нежность включаются у меня автоматически, непроизвольно, т.е. это для меня сейчас шаблонные эмоции. При этом нежность я могу (иногда) включать и произвольно.
- Произвольно выключить напряженность я могу, если уделю этому время (успокою дыхание). Обычно я не выделяю на это время, т.к. тороплюсь. Выключать нежность не приходится. Она выключается автоматически при переключении моего внимания на что-то другое.
- Ответственность за эти эмоции я перекладываю (вернее, раньше перекладывала): за нежность — на дочку (она вызывает у меня чувство нежности), за напряженность — на обстоятельства (у меня слишком много дел, я не успеваю все сделать вовремя).
- Напряженность я иногда скрываю за маской неудачника: «Пусть так, я все равно не успею». Нежность за масками не скрываю, необходимость этого отсутствует.
- Могу предположить, что в детстве я использовала эти эмоции намеренно и произвольно. Нежность я могла использовать для того, чтобы получить телесный контакт с мамой или папой. Напряженность я могла использовать для концентрации внимания на определенной задаче, выполнив которую я получу похвалу и не получу порицание.
Данная работа помогла мне ясно увидеть, что мои чувства состоят из отдельных кирпичиков, которые являются простыми и понятными. Каждый из этих кирпичиков я могу по отдельности запустить и остановить. В лабораторных условиях (когда я сижу за компьютером и пишу эту работу) у меня это получается.
В реальной жизни, чтобы остановить, например, чувство напряженности, мне нужно (рассуждаю теоретически):
- Расслабить губы и челюсти, особенно верхнюю губу.
- Проверить зажимы в спине, плечах, ногах и расслабить их.
- Замедлить дыхание, сделать его глубоким.
Буду экспериментировать с этим чувством в самое ближайшее время.
С нежностью дело обстоит иначе. Останавливать ее незачем. Наоборот, любование дочкой является одним из пунктов моего списка радостей. Раньше я считала, что нужен подходящий момент, чтобы воспользоваться этим пунктом и получить радость. Теперь я вижу — чтобы испытать чувство нежности, достаточно проделать несложные действия (практиковала в реальных ситуациях):
- Произнести ее имя с теплой мягкой интонацией.
- Погладить ее по спинке медленно и плавно.
- Улыбнуться, чуть расширить глаза.
- Представить картинку, что я обнимаю ее и вбираю в себя.
Последние 2 пункта можно выполнять и вдали от реального объекта, т.е. дочери, — тоже работает.
Подводя итоги, отмечу, что столь подробное описание каждого чувства, можно сказать «анатомия чувств» будет помогать мне и моим будущим клиентам брать свои эмоции под контроль и на практике становиться Автором своей жизни.