Неожиданность
Неожиданность - это когда вы слушаете слова другого человека, читаете текст или наблюдаете за чьими-то движениями, при этом заранее строите предположения насчет того, что будет сказано, написано или сделано вскоре, и эти ваши предположения сильно отличаются от того, что действительно оказывается сказано, написано или сделано. Короче: неожиданность - это когда не оправдываются ожидания.
Практический алгоритм определения, какие события будут неожиданными. Воспроизведите фразу до того места, где вы хотите создать эффект неожиданности. Затем попытайтесь продолжить фразу, представляя, что вы слышите ее из чужих уст. Запомните варианты, которые придут к вам в голову, и используйте вместо них любые другие варианты. Если ваша аудитория предсказывает примерно так же, как и вы, то такой прием обеспечит более весомый эффект неожиданности. Конечно, все люди разные и ваши зрители могут рассуждать не так, как вы. Но все же, исключив наиболее вероятные продоложения, вы улучшите ваши шансы на создание удачного аникса.
Точкой неожиданности (unex-dot) будем называть момент времени, в который возникает эффект неожиданности. Эта точка соответствует месту, где расхождение между ожидаемым и случившимся наиболее велико. Часть событий, которая непосредственно предшествовала точке неожиданности будем называть ловушкой. А оставшуюся часть - развязкой. Перед ловушкой может быть необязательное вступление: Вступление, ловушка, точка неожиданности, развязка.
Например, в анекдоте роль вступления играет некоторое количество текста, который просто знакомит нас с обстоятельствами ("Вошла Она. Стало так тихо, что..."). Обычно эта часть призвана создать эффект радости, вызывая в вас воспоминания об удовольствиях или иные положительные эмоции. Эта же часть может создавать эффект рефлекторного смешного, говоря о чем-нибудь таком, что у вас автоматически, рефлекторно вызывает улыбку. В том числе эта часть может содержать несколько более слабых эффектов аникса или стеба. В конце анекдота следует ключевая фраза. Ее начало - это ловушка. Она призвана повести вас по ложному пути, заставить сделать ряд неправильных сознательных и подсознательных предсказаний ("...было слышно, как течет кровь...") насчет того, что и в какой форме будет сказано дальше. Затем следует завершающая часть - развязка. Которая по ряду параметров отличается от того, что было предсказано и создает эффект неожиданности ("...наполняя пещеристые тела."). Заметим, что граница между вступлением и ловушкой не является четкой, поэтому при желании можно рассматривать эти две части как единое целое.
О подсознательных ожиданиях можно говорить тогда, и только тогда, когда вступление, ловушка и предположение все вместе повторяют целиком или отчасти какие-то наши ощущения в прошлом. Если повторение имеет место только отчасти, то и предположения тоже имеет место только в этой части.