Неофрейдизм Эрика Эриксона
Психотерапевты знают, что запросы клиентов имеют свои колебания, похожие на смены увлеченности той или иной модой или музыкальным направлением. В 50-е годы актуальной была тема потери смысла жизни, в последние несколько десятилетий типовой является тема «Не знаю, что мы хочется». В то время, как работал и творил Эрик Эриксон (это тридцатые-пятидесятые годы ХХ века), в десятилетия труднейших в первую очередь социальных выборов, одним из важных запросов был запрос на «Кто я? Туда ли направлена моя жизнь, не сбился ли я с пути?» Эта тема, которую Э.Эриксон назвал темой эго-идентичности, стала центральным пунктом его творчества.
Но как?
Тема эго-идентичности и психоанализ
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности. См.→
Основные положения теории Эрика Эриксона
Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:
- Социум для ребенка не антагонистичен.
- Личность развивается последовательностью этапов (стадий) - от рождения до смерти.
- Стадии развития личности одинаковы для всех, их восемь.
- Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
- Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.
- В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть. См.→