Немецкая система образования

31 декабря 2003 г. в 21:00

Общество и семья

Общество

 

В общении между собой немцы обращают внимание на пунктуальность. Немцы часто говорят: «Порядок – это половина жизни». Среднему немцу свойственны законопослушность, стремление к ясности, правдивость вплоть до грубости.

Трудовая этика для немца означает то, что в рабочее время вы трудитесь так усердно и дисциплинированно, как только можете, не теряете ни минуты, но и не должны задерживаться после окончания трудового дня.

Семья

Материальные издержки – одна из причин низкой рождаемости в Германии. Для многих современных молодых немецких семей наличие наследников - непозволительная роскошь, препятствующая карьере, отнимающая массу свободного времени и денег. И, пожалуй, так же, как и в России: чем ниже социальный и, соответственно, материальный уровень семьи, тем больше в ней детей.

В Германии существует выражение: «Дети – это памятник их родителям» .

Немецкие мамы очень любят собираться вместе, читать книги о воспитании детей и обмениваться собственным опытом. Очень популярна сейчас в Германии книга Элизабет Платтер «Ребенок. Первые годы жизни» . Также популярна в Германии, как у нас в свое время были популярны труды доктора Спока.

Материнство не должно исключать немецкую женщину из общественной и семейной жизни.

Никто не оставляет малыша с бабушкой или соседкой. Это просто не принято.

Маленького ребенка мама берет с собой. Очень часто можно встретить молодую маму, путешествующую с малышом, которому и месяца еще нет, в "сумке-кенгуру" или вообще, привязанным к маме большим платком, причем не имеет значения - на спине или на груди. Младенец спокойно спит, а мама прогуливается по городу, посещает супермаркет, останавливаясь у цветных витрин, или просто попивает кофе с приятельницами. Ребенка с рождения приучают к тому, что мир вокруг принадлежит всем в равной мере, и у мамы есть другие дела, и с этим надо считаться. Может быть, поэтому немцы - бесконфликтные люди и всегда с большим уважением относятся к внутреннему миру другого человека и никогда не нарушат границ условностей в общении.

Немцам больше свойственны эмоциональная близость и «принятие» своего ребёнка таким, как он есть.

Дошкольное воспитание

Семья

Немецкий стиль воспитания - четкая организация и последовательность.

Маленьких детей обычно укладывают спать в 20.00, а то и раньше.

Дети гуляют только в специально отведенных местах – на детских игровых площадках, в парках и скверах.

Молодые родители очень трепетно относятся к своим чадам, но чрезмерной опекой не балуют: – Упал? – Вставай сам! Мокрые штанишки? – Не беда, после прогулки сменим, испачкал руки или залез в лужу? – Ребенок познает мир!

С самого первого дня жизни ребенка, родители много внимания уделяют обустройству его быта. В каждой немецкой квартире есть детская комната, которую ребенок украшает вместе с мамой и папой. Там его территория и позволено все! Что касается остальной квартиры – строгость и порядок. Малыш не должен трогать папины вещи или валяться в постели родителей. Чужое брать нельзя, играть только в те предметы, которые находятся в детской. Может поэтому немцев так удивляет наша универсальность мышления? Мы с детства исследуем мир детских и взрослых вещей. Приспосабливая одно к другому, находим неожиданные решения любых проблем.

Телевизор - строго по расписанию.

Днем - обязательная прогулка. Ребенок должен быть на свежем воздухе, даже, если он сопливит и температурит.

С малых лет маленьких немцев приучают к пунктуальности и обязательности.

У каждого малыша есть своя копилка Sparschwein. Даже маленькие дети законно получают от родителей карманные деньги, копят, учатся экономить и планировать свои собственные маленькие покупки. На рождество каждый малыш получает не только подарки, но и небольшие денежные суммы, для пополнения своего бюджета.

Детский сад

 

Дети-инвалиды, как правило, ходят в специализированные детские сады, но раз в неделю они общаются, играют со своими здоровыми сверстниками. Дети должны с ранних пор уметь понимать, принимать и заботиться о своих маленьких больных согражданах.

В каждом детском саду есть определённые правила и традиции. Например, в какой-то определенный день недели, дети и взрослые собираются вместе, обсуждают свои проблемы и трудности, вместе принимают решения и следят за их выполнением. Темой обсуждения может быть проблема уборки игровой комнаты или плохое поведение, или реакция воспитателя на игру детей – главное в этих собраниях то, что каждый может высказать свое мнение открыто, получить дружеский совет и поддержку.

Игры для детей организуют воспитатели и их добровольные помощницы – старшеклассницы, которые мечтают в будущем связать свою жизнь с воспитанием детей. Играм уделяется очень большое внимание. В них моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение.

Детские сады хорошо обустроены. В каждом детском саду обязательно есть большая комната, где много строительных кубиков, конструкторы "Лего", машины - дети строят замки, железную дорогу и пр. Еще одна отдельная комната - кукольный дом, где много кукол и всевозможных игрушек для игр в куклы. Там же стоит большой стол для рисования. Есть в садике и комната для отдыха. В этой комнате почти нет мебели, просто на полу лежат много матрасов и подушек, здесь дети по желанию отдыхают или играют в спокойные игры. Здесь целый день звучит музыка. В этой комнате читают книги, отдыхая от шумных развлечений и прогулок. Имеется специальная комната-спортзал для активных игр, там стоят детские тренажеры, снаряды, мячи. Конечно, при каждом детском саду есть большой и обустроенный двор. На прогулке детям выдают велосипеды, машины для катания, в каждом дворе устроены песочницы, летом – маленькие бассейны.

У детей в детском саду абсолютная свобода. Если ребенку надоели общие игры и развлечения, он может спокойно заняться своим делом. Или просто выбрать игрушку и посидеть тихонечко в своем уголке.

Игрушек в детских садах очень много, сломанные просто выбрасываются. А родители повзрослевших воспитанников часто приносят в детский сад надоевшие домашние игрушки.

Воспитатель не столько занимается с детьми, сколько соучаствует в их играх и занятиях. Нужно уметь завоевать доверие ребенка, оставаясь рядом – не мешать ему чувствовать себя главным в этом процессе, и вообще, сделать посещение детского сада желанным и радостным событием для каждого малыша. Чтобы утро начиналось не со слезного прощания с мамой, а с радости начала нового дня в кругу своих друзей – маленьких и взрослых.

Температура или простуда не являются основаниями для отсутствия ребенка в саду. Здесь на температуру до 38 градусов никто просто не обратит внимание.

В детских садах Германии очень распространен педикулез(!) В данном случае, это доведенный до абсурда принцип невмешательства: нельзя вмешиваться в то, что может повредить чести или достоинству человека.

Девочки в немецком садике чисто внешне от мальчиков мало чем отличаются. Все те же брюки, футболки, кроссовки. Удобно и практично – главное.

Немецкие малыши постоянно что-то мастерят: на праздниках, в детских садах, в своей комнате. Очень популярны, поэтому, многочисленные и разнообразные выставки детских работ, с вручением призов и подарков. А воспитательницы постоянно совершенствуют свои креативные способности, посещая всевозможные курсы, а потом, внедряют все новое и интересное в работе с детьми.

В детских садах очень популярны детские базары. Там родители могут принести и продать за символическую сумму старые вещи своих детей, а сами дети продают свои поделки, а потом, на выручку, устраивается торжественное чаепитие, где родители могут спеть, потанцевать и поиграть со своими детьми и при участии всего коллектива воспитателей.

Дошкольная подготовка

Дошкольная подготовка в детском саду в Германии предусматривает: развитие логического мышления (все дети перед школой проходят веселые тесты на логику, образность мышления и умение правильно выражать свою мысль), навыки в рисовании и прикладном творчестве, общее физическое развитие, начальное музыкальное образование.

Грамоте и письму немецкие дети в садиках не учатся.

Критерий готовности к школе – вовсе не умение читать и писать, а достаточная социальная зрелость ребенка: его способность совместно с другими ребятами выполнять задания, понимать и соблюдать правила игры, концентрировать внимание, подчиняться дисциплине, доводить до конца начатое дело. С точки зрения немецких педагогов, незнание алфавита в шестилетнем возрасте – совсем не беда, на то и школа, чтобы этому научить, а вот если ребенок отправится в класс, не будучи психологически готовым к школьной жизни, он вполне может стать тем самым трудным учеником, с которым годами мучаются родители и педагоги

Особенности системы образования

Школы

Полное среднее образование в Германии включает в себя следующие ступени:

  • Начальное образование , осуществляемое в начальных школах 4 лет (в Берлине и Бранденбурге - 6 лет); прием в начальную школу производится с 6-летнего возраста;

среднее (неполное) общее образование , осуществляемое в течение срока от 4 до 6 лет в зависимости от типа школы; заключительный этап полного среднего образования длительностью 3 года, осуществляемый в учебных заведениях разного профиля.

Среднее (неполное) общее образование представлено школами трех типов: основной школой, реальной школой и гимназией.

  • Основная школа ( Hauptschule ) имеет классы с 5-го по 9-ый, иногда по 10-ый. В программах подготовки большое внимание уделяется трудовому обучению. Эти учебные заведения сопоставимы с профессионально-техническими училищами, не дающими полного среднего образования. Получаемое по окончании школы свидетельство обычно используются для продолжения образования в вечерних профессионально-технических учебных заведениях более высокого уровня или в системе ученичества на производстве.
  • Реальная школа ( Realschule ) предлагает учебные программы, в которых общеобразовательная и профессиональная составляющие уравновешены. Обучение ведется с 5-го по 10-ый классы (в Берлине и в Бранденбурге - с 7-го по 10-ый). Выпускники реальных школ получают свидетельство об окончании реальных школ, дающее возможность продолжить образование в дневных профессионально-технических учебных заведениях более высокого уровня и впоследствии в высших профессиональных школах.
  • Гимназия ( Gumnasium ) представляет собой учебное заведение общего среднего образования с наиболее выраженным академическим характером подготовки. По направлениям подготовки гимназии делятся на классические, естественно научные, математические, современных языков, технические, педагогические, экономические и др. Обучение с 5-го по 10- ый класс, которое соответствует неполному среднему образованию, по основным школьным дисциплинам практически совпадает. По завершении этого этапа учащиеся обычно переводятся в 11-ый класс без получения специального свидетельства.

Заключительный этап полного среднего образования проводится в 11-ых – 13-ых классах гимназии, если учащиеся ориентируются на последующее поступление в вузы университетского типа. Обучение в этот период (старшая ступень гимназии) является значительно более профилированным по сравнению с предшествующим этапом и завершается, в случае успешной сдачи выпускных экзаменов, получением выпускного свидетельства о полном среднем образовании.

Завершение среднего образования может происходить также в различных типах профессиональных и технических школ со сроками обучения от 2 до 3 лет. Во всех случаях выпускники этих школ получают наряду с профессиональным свидетельством о полученной специальности также свидетельство об окончании школы соответствующего уровня.

ВУЗы

В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Своего рода допуском к обучению в университете является диплом Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам.

Главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода» — система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом.

Основу системы составляют университеты (Universitaet) и приравненные к ним вузы: *классические университеты (факультеты медицины, гуманитарных и естественных наук, теологии, социологии, экономики, сельского и лесного хозяйства, инженерии)

  • технические университеты (Technische Universitaet) (инженерия)
  • общие университеты (Gesamthochschulen) (специальное профессиональное образование и научные исследования)
  • педагогические институты (Paedagogische Hochschulen)
  • медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи (Theologische Hochschule)
  • колледж спорта.

К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы (Fachhochschulen) (профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства) и колледжи искусств (Kunsthochschule и Musikhochschule).

Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев), а после нее - сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.

Университетский курс разделен на два этапа: базовый (3–4 семестра), по итогам которого присваивается степень лиценциата (Vordiplom—Преддиплом), и основной (4–6 семестров), по итогам которого присваивается степень магистра (Magister Artium) (студенты технических специальностей вместо этой степени получают диплом

Принципы обучения в школе

В школе, в отличие от садика, ребенок находится до вечера, с большими переменами и временем для игр. Учителя и воспитатели - разные люди.

В среднем образовании используется 6-балльная система оценок.

Немецкие учителя начальной школы довольно строго оценивают знания учеников и не склонны баловать их отличными оценками. 'Отметки надо не в подарок получать, а зарабатывать!' - считают они. С ними солидарны и детские психологи: 'Если детям слишком легко будут доставаться отличные оценки в начальной школе, то в средней школе, где единицу получить очень непросто, им не миновать стрессов'.

Сегодня, с учетом того, что объем накопленной человечеством информации лавинообразно возрастает, не менее важна еще одна цель: научить детей самостоятельно находить, обрабатывать и усваивать новые данные. С этой точки зрения немецкая программа для начальной школы отвечает духу времени. Детей очень рано учат держаться „на плаву“ в безбрежном информационном океане. В четвертом классе они получают такие, например, домашние задания: отыскать какие-нибудь (какие найдутся) материалы об Антарктиде, подготовить сообщение по своему выбору о каком-нибудь великом открытии, представить в классе интересную книгу или статью из последнего номера газеты. Выбирай любой аспект темы, ищи материалы в Интернете, на учебных компакт-дисках, в книгах из домашней или городской библиотеки, в журналах – одним словом, приучайся работать без опеки учителя. Десятилетний школьник приобретает навыки, без которых современный человек просто не может ориентироваться в мире.

К немецким учителям не подойдешь запросто после урока, чтобы основательно побеседовать о школьных проблемах своего дорогого чада. На запланированные встречи с учительницей отводится дважды в год по 15 минут. Как ни странно, если у ребенка нет каких-нибудь особых проблем, – вполне достаточно. Учительница тщательно готовится к встрече. Заглянув в блокнотик, в который она методично заносила какие-то хитрые крестики-нолики в течение всего полугодия, учительница дает точную и развернутую характеристику ребенка. Если же у ребенка возникли серьезные проблемы с учебой, педагог обязательно позвонит домой, предложит родителям встретиться, даст необходимые советы. И свой домашний телефон учитель сообщает на первом же родительском собрании, давая нам возможность проявлять инициативу.

Принципы воспитания в школе

В первом классе, по большому счету, учат одному: учиться с удовольствием. Учат любить школу и сам процесс обучения, облекая каждое задание в игровую форму, проявляя недюжинную фантазию и изобретательность. И добиваются своего! В начальную школу дети ходят с большим удовольствием и охотно возвращаются к учебе после каникул.

В день рождения именинник приносит для одноклассников угощенье и получает красиво оформленную поздравительную открытку с подписями всех ребят.

Детей постоянно пересаживают. Постоянная смена соседей позволяет детям не замыкаться на одном-двух друзьях, а лучше узнать одноклассников, и главное - воспитывает в них терпимость, сдержанность и психологическую гибкость.

Нет возможности сравнить успехи нашего ребенка с результатами его одноклассников: успеваемость детей является в классе военной тайной'.

Немецкий учитель обычно не хвалит во всеуслышание лучших учеников, не отчитывает публично худших, не сравнивает успехи детей, даже не объявляет вслух оценки за очередную контрольную работу, одним словом, не делает ничего такого, что могло бы травмировать ребенка, унизить его достоинство. Даже шестилетний человек имеет право на то, чтобы его личные достижения или неудачи не становились всеобщим достоянием. Кроме того, открытое противопоставление хороших и плохих учеников неминуемо осложнит отношения между детьми, а о том, чтобы атмосфера в классе была доброжелательной и теплой, в немецких школах очень заботятся.

Культура, праздники и церемонии

Свои дни рождения, маленькие именинники проводят вместе с мамами и другими детьми в кафе, устраивают совместные походы в кино, на концерты. Сидеть дома за столом не принято, главное – радость общения и сопричастия любому увлекательному действу, будь то театр или просто городской праздник в парке.

Что такое праздник? Творчество! Очень популярны на праздниках гримерные работы. Дети с удовольствием подставляют лица для раскрашивания. Это увлечение немецких детишек поддерживается и используется, как один из видов развлечений, на городских праздниках. В парках устанавливаются гримерные, дети терпеливо стоят в очереди к художнику, выбирают в красочных альбомах свой образ и... разгуливать потом по городу: смешные котята, загадочные феи, страшные монстры и веселые клоуны.

И еще немного о праздниках для детей: главная забава во всех детских парках – надувные батуты и горки для лазанья – все бесплатно. В разных местах парка устанавливаются мастерские: гончарные, художественные, швейные, цветочные, по плетению корзин – отдых и творчество одновременно! С праздников дети уносят домой собственные поделки, призы и сладости. Все это, повторюсь, совершенно бесплатно. Организацией этого процесса занимаются многочисленные общественные организации, которые финансируются частично городскими учреждениями, частично членами этих обществ.

Рождественскими вечерами малыши вместе с мамой готовят подарки своим близким. И обязательно своими руками! В серьезных офисах над столами ответственных работников, висят милые, наивные детские рисунки. Рождественское песочное печенье с глазурью Plätzchen, малыши пекут и украшают тоже вместе с мамой и приносят потом в детский сад, или дарят своим бабушкам и дедушкам, на совместных семейных празднованиях Рождества.

Ссылки

Файлы:
  • Системы образования
  • Западное воспитание
  • Семья
  • +

Комментарии (3):

Вася, 23 сентября 2015 г. в 21:09
Статья написана человеком, бывшим в Германии, скажем, проездом, человеком ни разу не окунувшимся во всё это. Эта статья - чистой воды теория, размышления на тему "каким оно должно быть". На практике же всё обстоит на 70% иначе.
2 ответа
Гость, 26 апреля 2017 г. в 18:45
А как?
Гость, 18 ноября 2017 г. в 13:13

Именно так все и есть. Живу здесь 13 лет, дети учатся и могу сказать, что написано достоверно.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Сказка о педагогике
На мое увлечение педагогикой оказали влияние два эпизода. В десятом классе я из обычной средней школы перешел учиться в лицей. Лицей произвел на меня такое же впечатление, как бусы на папуаса. Еще бы. Из подростковых джунглей я попал в место, где учителя относились к ученикам с уважением, общались с нами почти на равных. Ученики свободно разговаривали с учителями на интересные темы, шутили и даже спорили с ними. Одноклассники – просто чудо. И пускай учебные нагрузки были адскими – все равно лицей мне нравился в сто раз больше, чем школа.
01 янв. 2002 г.
Воспитание детей
Если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже.