Навыки преодоления стресса (ВВП)

01 января 2010 г. в 06:54

Книга «Введение в психологию»

Авторы: Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема

Под общей редакцией В.П. Зинченко

15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

 

Статья из главы 14. Стресс, его преодоление и здоровье

Вызванные стрессовыми ситуациями эмоции и физиологическое возбуждение крайне неприятны, и этот дискомфорт мотивирует индивида предпринять что-то для их ослабления. Процесс, посредством которого человек пытается справиться со стрессовыми требованиями, называется преодолением и встречается в двух основных видах. Человек может сосредоточиться на конкретной проблеме или ситуации, пытаясь изменить ее или избежать в будущем. Это называется проблемно-ориентированным преодолением. Человек может также сосредоточиться на ослаблении связанных со стрессовой ситуацией эмоций, даже если саму ситуацию изменить нельзя. Это называется эмоционально-ориентированным преодолением (Lazarus & Folkman, 1984). Большинство людей в стрессовой ситуации пользуются обоими этими видами преодоления.

Проблемно-ориентированное преодоление

Стратегия решения задач включает формулировку задачи, выработку альтернативных решений, оценку альтернатив по затратам и выгодности, выбор альтернативы и воплощение выбранного решения. Проблемно-ориентированные стратегии могут быть направлены вовнутрь: вместо изменения окружения человек может изменить что-то в себе самом. Например, можно сменить уровень притязаний, найти другие источники удовлетворения или приобрести новые навыки. Умелость использования индивидом этих стратегий зависит от его опыта и возможностей самоконтроля.

Предположим, вы получаете предупреждение о том, что вот-вот завалите предмет, требуемый для завершения - курса. Вы можете посоветоваться со своим профессором, разработать программу подготовки, чтобы выполнить нужные требования, и затем ей следовать; или вы можете решить, что не в состоянии выполнить требования в оставшееся время, и тогда наметить повторное прохождение этого курса в летней школе. Оба этих направления действий являются проблемно-ориентированным преодолением.

У людей, склонных к проблемно-ориентированному преодолению стрессовых ситуаций, проявляется меньшая депрессия как до, так и после действия стресса (Billings & Moos, 1984). Конечно, менее подавленным людям легче прибегать к проблемно-ориентированному преодолению. Но долгосрочные исследования показывают, что проблемно-ориентированное преодоление сокращает периоды депрессии, даже с учетом ее первоначального уровня. Кроме того, психотерапевтическое обучение проблемно-ориентированному преодолению депрессии хорошо помогает людям справиться со своей подавленностью и более адекватно реагировать на стрессоры (Nezu, Nezu, & Perri, 1989).

Эмоционально-ориентированное преодоление

Люди прибегают к эмоционально-ориентированному преодолению, чтобы избежать перегрузки отрицательными эмоциями и чтобы эти эмоции не мешали им предпринимать действия, направленные на решение своих проблем. К эмоционально-ориентированному преодолению прибегают также в случае невозможности урегулирования проблемы.

Существует много способов преодоления отрицательных эмоций. Некоторые исследователи различают поведенческие и когнитивные стратегии (Moos, 1988). К поведенческим стратегиям относятся физические упражнения с целью отогнать свои мысли от проблемы, использование алкоголя и препаратов, вымещение злости, поиск эмоциональной поддержки у друзей. См.→

Защитные механизмы в качестве эмоционально-ориентированного преодоления

Стратегии преодоления, которые мы обсуждали до сих пор, исследовались относительно недавно. Однако в психоаналитической литературе (A. Freud, 1946/1967) идея эмоционально-ориентированного преодоления имеет давнюю историю. Для обозначения бессознательных стратегий, позволяющих людям преодолеть отрицательные эмоции, Анна Фрейд ввела понятие защитного механизма. Эта эмоционально-ориентированная стратегия не меняет стрессовую ситуацию, она изменяет лишь представления и мысли человека о ней. Поэтому во всех защитных механизмах есть элемент самообмана. См.→

  • ВВП. Глава 14
  • Стресс

Комментарии (2):

Гость, 03 октября 2021 г. в 14:22

Каким образом развивать эти навыки? Нотации не вариант. Какие игры придумать для проигрывания этих навыков и закрепления?С какого возраста ребёнок готов прокачивать эти умения? Какую литературу почитать по возрастным особенностям развития детей?

1 ответ
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 04 октября 2021 г. в 08:16

Добрый день, уважаемые гости сайта!

Мини консультации и ответы на ваши вопросы вы можете получить, перейдя по ссылкам ниже:

✔️ Бесплатная консультация в Университете практической психологии https://www.univer-pp.ru/bk/.

✔️ Н.И. Козлов каждый четверг в 12:00 (мск) проводит встречи в инстаграм https://instagram.com/niikozlov, в прямом эфире, со своими подписчиками. Присоединяйтесь, и сможете задать вопрос лично Николаю Ивановичу.

✔️ Вступайте в Клуб Дистантник https://distant-nik.ru/

✔️ Также вы можете пойти на Дистанцию https://www.univer-pp.ru/distantsiya, а ведущего сможет вам посоветовать наш менеджер - Анастасия, контакты: +7 (925) 602-4430, ✉ [email protected], https://vk.com/id8524647

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
Стресс
Стресс — это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды.
01 окт. 2022 г.
Введение в психологию (ВВП)
Главы из книги «Введение в психологию». 
01 янв. 2010 г.
ВВП. Глава 14. Стресс, его преодоление и здоровье
Как уже говорилось, неконтролируемые и непредсказуемые события, а также события, бросающие вызов представлению человека о самом себе, переживаются как стрессовые. Некоторые люди чаще, чем другие, расценивают те или иные события именно таким образом и переживают их соответственно как стрессовые.