Методика оценки группового взаимодействия

01 октября 2022 г. в 21:36

Автор:  М. Кипнис

Источник: книга «Тренируем умение вести за собой, быть мотором и вдохновителем» ​(АСТ, Прайм-Еврознак)

Это упражнение-игра, как и часть других игр на групповое взаимодействие, важны и с точки зрения создания партнерских отношений, чувства ответственности, улучшения коммуникации, но также для подготовки обратной связи участников группы. Важно дать игрокам возможность проанализировать поведение каждого партнера. Сделать это можно, засняв весь ход встречи на видеокамеру и обсудив затем фильм с группой. Но техника не всегда под рукой, да и бывает ненадежной. Что же делать в таком случае?

Я предлагаю воспользоваться методикой «Машина» — так называется методика оценки группового взаимодействия. Нам потребуется два наблюдателя-эксперта, которые с первых минут игры будут внимательно наблюдать за происходящим в каждой команде. (Можно даже на каждую команду дать по два эксперта. Роль эта не менее увлекательная, да и результат обучения серьезный. Эксперт, хорошо и внимательно отработавший, получает не меньше эмоционального и практического материала, чем строители!)

Эксперты-наблюдатели следят за работой команд по листу-схеме. На нем мы видим изображение машины. Детали машины — метафорическое определение роли игрока в группе. Таким образом, делая по ходу упражнения заметки на листе, эксперты определяют НА КАЖДОМ ЭТАПЕ (выработка идеи и тренировка, обсуждение результатов тренировки, собственно строительство моста), кто в группе выполнял роль:

1) переднего освещения — смотрит вперед, думает о перспективе;

2) заднего света — анализирует прошлый опыт, связан с прошлым;

3) гвоздя (протыкает камеру) — создает проблемы, задерживает эффективное движение машины;

4) рессор — скрадывает ухабы (споры, ссоры, раздражение) дороги;

5) горючего — дает энергию для движения;

6) двигателя — получает бензин и превращает идеи в практическое действие;

7) колес — реализуют стремление двигателя привести машину в движение;

8) тормоза — тормозит движение, снижает скорость;

9) руля — управляет движением, выбирает стратегию, направление;

10) аксессуаров — внешние украшения, абсолютно бесполезные в практическом смысле;

11) бампера — принимает на себя удар при столкновении (интересов, амбиций, идей...);

12) закрылок — не позволяет грязи забрызгать другие детали;

13) радиатора — охлаждает двигатель, не дает ему закипеть;

14) связки — детали, которая объединяет переднюю и заднюю часть корпуса машины;

15) багажника — на нем важный груз, но чтобы воспользоваться им, нужно остановиться, выйти из машины;

16) внешнего сидения — во время всей поездки остается снаружи и никак не влияет на то, что происходит.

По окончании игры эксперты представляют участникам свои метафорические оценки. До их вердикта полезно выслушать самих игроков, как они считают, какие роли в машине они сами выполняли на разных этапах игры. Потом будет интересно сравнить их мнение с мнением наблюдателей-экспертов.

Кстати, подобная методика будет полезна и после следующего упражнения — «Путешествие Незнайки». Даже тематически она прекрасно сочетается с ним!

Файлы:
  • Мобилизация группы на совместное решение задачи
  • Автор М. Кипнис
  • Курс «Эффективная коммуникация»

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Михаил Кипнис
Михаил Кипнис - педагог, театральный режиссер. Автор методики интерактивного театра, получившей название «Драма. Импровизация. Дилемма» и художественный руководитель одноименной израильской программы (1993-1998). Провел сотни семинаров, тренингов в Израиле, России, Украине, Молдавии, Чехии, США как ведущий групп, фасилитатор, практикующий тренер. Инициатор и руководитель разнообразных проектов в сфере абсорбции, неформального образования, культуры в Израиле и за рубежом.