Материнский инстинкт
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Материнского инстинкта нет, но есть похожая, вырабатываемая у девушек и женщин форма поведения, которую можно так называть. Материнский инстинкт — похожая на врожденную готовность матери ухаживать за ребенком и защищать его, бессознательная поддержка материнского поведения и материнской заботливости.
Быть заботливой мамой — это работа, и работа непростая, часто тяжелая. Любят ли девочки трудиться, готовы ли девочки к такой работе? Нет, изначально девочки любят развлекаться. Вопрос: как превратить девочку, любящую развлечения, в заботливую маму? — Ответ: включив материнский инстинкт.
«Материнский инстинкт» просыпается не всегда, обычно для его проявления требуется:
- наличие привлекательных и вовлекающих образцов. Если это девочка видела с детства, она с большей вероятностью будет повторять это, как мама, сама, по механизму социального научения.
- запечатление матерью ребенка по типу импринтинга, Если ребенка после родов маме кладут на грудь сразу, запечатление происходит практически мгновенно. В других случаях ситуация может оказаться спорной.
- живые переживания, связанные с родами — или другие трепетные переживания любого, не важно позитивного либо негативного, характера.
- знание материнского сценария и успешное включение в него. То есть если мама уже начала заботиться — ей это быстро начинает нравится и она вовлекается в эту игру, называя это теперь «материнским инстинктом».
Поддерживается это материнское поведение социальными и личными выгодами:
- у мамы теперь есть чем заняться,
- мама начинает больше уважать себя: она «настоящая мама!»,
- мама может повысить свой статус, поскольку выражает интересы ребенка, и в случае разногласий с мужем легче решать вопросы в свою пользу.
К сожалению, «материнский инстинкт» вырабатывается или поддерживается не у всех мам, о чем легко убедиться в палатах отказников, где лежат здоровые дети, от которых отказались их мамы.
Читайте свидетельства: «Так получилось, что весной я лежала с дочкой в больнице. Дело было в одном милом провинциальном городке в 200 км от Москвы. Лежали мы в палате для отказников, где кроме нас был 3-месячный мальчик Слава и 4-летняя девочка Вика. Мальчика Славу родители “забыли” под кустиком в лесопарке. Ребенок был голоден и обезвожен, завернут в одну пеленку, притом, что по ночам было градусов 5-7 тепла. Но мальчик Слава чудом пережил ночь и попал в больницу. Думаете его родителей судили, а горожане, не дожидаясь суда, пытались их линчевать за жестокость к младенцу? Ничего подобного — его родителей нашли. Не родители искали своего ребенка, а полиция искала родителей с собаками. А потом… им вернули сыночка, с наказом «больше не терять». Далее читайте...
Может ли проснуться «материнский инстинкт» у мужчин? — Да. Если это социально одобряется и выполняются условия запуска, материнский инстинкт у мужчин просыпается примерно с такой же легкостью.
Определяется ли отношение матери к детям только и полностью «материнским инстинктом»? Нет. Женщина — не только мать, женщина может быть и женой, и патриотом своей страны. Как жена, она поставит мужа выше ребенка, как патриот, она поставит интересы своей страны выше жизни своих детей.
Так пишет об этом Жан-Жак Руссо: «Одна спартанка отпустила в армию пять сыновей и ждала известий с поля битвы. Является илот: с трепетом она спрашивает, что нового. «Твои пять сыновей убиты!» — «Презренный раб! Разве я тебя об этом спрашивала?» — «Мы победили!» Мать бежит к храму и воздает благодарение богам. Вот гражданка!»
Комментарии (4):
Вряд ли все так длительно, те же инстинкты: как только ребенок мог поймать рыбку, откопать и сьесть корешок, он безжалостно предоставлялся самому себе.
Всем ясно, очень социальная женщина ставит интересы общества выше интересов семьи. На примере спартанки, ясно, что инстинкт материнства был заменен смысловой нагрузкой служения обществу, так заполнилась образовавшаяся ниша. Те, кто всю жизнь висят над детьми – люди с неудавшимся инстинктом самореализации, так как женщине свойствено не доверять новизне. Превое, что у нее в крови – забота о муже, он ценней ребенка подсознательно, так как в древности, потеряв мужчину, выжить и тем более вырастить потомство было фактически невозможно.
Автор излагает и ошибочный взгляд на инстинкт материнства – у мужчин его нет. Может быть некоторая привязаность к потомству – не более того. Если у мужчины вдруг есть этот инстинкт, то ждите психически ненормальных диагнозов. Вполне возможно, автор путает что-то со стадным инстинктом принадлежности к клану и к заботе о нем. Но и тут мужчина менее стаден, чем женщина. Тогда он должен быть лидером, вождём, иметь чувство самоотвержености, что плохо для инстинкта выживания. То есть, уже отклонение в ненормальность.