Как воспитать достойного человека. Опыт А.С. Макаренко

24 апреля 2019 г. в 12:46

Автор: Н.И. Козлов, профессор

Ректор Университета практической психологии

Телеграм-канал t.me/kozlovni

 

Макаренко нашел С.А. Калабалина в камере смертников. Он был осужден на расстрел за убийства и разбойные нападения в составе вооруженной банды. Благодаря Макаренко Калабалин остался в живых и стал воспитанником колонии номер 7. А вскоре Антон Семенович вызвал Калабалина к себе в кабинет и дал ему доверенность на получение денег — огромной по тем временам суммы — 2000 рублей. Дал ему на всякий случай револьвер. Сказал удивленному Семену: «Поезжай и сделай».

Это основной момент, когда человеку дается шанс и выбор. Поступить по совести или — сбежать? Семен Калабалин задание выполнил. В последствии он стал продолжателем дела А.С. Макаренко, занимая пост директора домов-интернатов.

Таких воспитанников у А.С. Макаренко было тысячи человек.

Антон Семенович начал свои воспитательскую деятельность в 1920 году, после революции и гражданской войны, когда 7 миллионов бездомных детей оказались под угрозой смерти от голода, холода и тифа. Беспризорные дети были готовы на грабежи, попрошайничество, проституцию и убийства — на все, чтобы выжить.

В сентябре 1920 года под Полтавой был открыт детский дом №7, куда назначили заведующим тридцатидвухлетнего Макаренко, имевшего солидный опыт педагогической работы с подростками. За плечами у него был педагогический институт и 15 лет работы преподавателем в гимназии.

Антон Семенович знал, как воспитывать нового человека. Но все его идеи рассыпались, когда он увидел не маленьких несчастных детей, а великовозрастных бандитов. В новой колонии начались драки, воровство, издевательства старших над младшими.

Как найти путь к сердцам воспитанников? Как организовать их в коллектив, сделать из них нормальных людей? И Макаренко решил начать с установления дисциплины. В это время и произошел знаменитый эпизод с Задорновым, за который впоследствии Антон Семенович и сам себя укорял и подвергся нападкам критиков. Он поднял руку на хамовитого бывшего бандита. И цель была единственная — заставить с уважением относится к труду педагогов, остановить презрительное отношение распоясавшихся воспитанников.

Антон Калабалин (сын С.А. Калабалина) вспоминал: «Они понимали, что они сильнее его физически, но они оторопели перед его мужеством. Он их обезоружил». Макаренко был невысокого роста, абсолютно не военного вида, что и поразило эту шпану. Позже ребята станут главной опорой Антона Семеновича, советом командиров.

Воспитанники считали свою колонию свободным объединением людей, где не было решеток. Закон был простой: «Хочешь жить здесь — оставайся, но подчиняйся законам». Они все считали Макаренко своим отцом. Жестким, но справедливым отцом.

А сам Антон Семенович очень любил детей, относился к ним с уважением и свое воспитание строил с учетом их будущего — во взрослой жизни, чтобы быть достойным человеком, надо быть ответственным, уважать других и любить труд. Он прививает воспитанникам и любовь к творчеству — для этого открывает в колонии кружки: музыкальный и театральный. Ребята работали в кузнечной мастерской, на полях, в столярном цехе.

М. Горький, побывавший в колонии, отзывался о Макаренко так: «Он суров и по внешности, немногословен, с умными и зоркими глазами. Похож на военного. Всюду поспевает, все видит. Знает каждого из колонистов, которые производят странное впечатление благовоспитанных».

Власть не признавала успехов Макаренко

Н.К. Крупская его просто ненавидела. Она не приемлет его методы педагогики. Макаренко вынужден обратиться к М. Горькому: «Посреди общего моря расхлябанности и дармоедства, наша колония стоит как крепость, но все же меня едят». Успешный метод был запрещен к применению, как «система не советская».

Когда на Съезде учителей он выйдет со своей программой, его осудят: «С глубокой печалью и удивлением мы услышали призыв к воспитанию чувства чести. Советская общественность не примирится с тем, что напоминает нам офицерские погоны, мундиры».

Труд, самоуправление, коллективная ответственность — таким были основные методы А.С. Макаренко по воспитанию нового советского человека. Ребята в колонии им. Горького зарабатывали деньги на свое содержание и на выходные в городе, где они могли пойти в театр и купить себе мороженое. Девушки — колонистки, собирающиеся замуж, получали приданое от колонии. Колонисты, которые хотели поступить в ВУЗ, на заработанные деньги нанимали репетиторов. Все трудились, создавая свое новое, прекрасное будущее.

Когда А.С. Макаренко взял на себя управление созданной в 1928 г. Колонией им. Дзержинского, под Харьковом, он на новом месте начал смелый эксперимент — в 10 раз поднял планку программы. Он создал завод, а при нем большой чертежный цех, конструкторское бюро. Бывшие дети улиц учились работать головой, осваивая сложные профессии. Работа и учеба открывали перед ребятами двери любого ВУЗа. Какой детский дом в 1930х годах мог позволить себе такое?

Коммуна выпускала фотоаппараты ФЭД, пользующиеся из-за своего отличного качества спросом по всей стране. Сложную технику делали бывшие уголовники! В колонии появлялись деньги, которые тратились и на путешествия по стране. Иногда путешествие длилось два — три месяца и маршрут составляли сами ребята, заранее договариваясь где остановятся на ночлег, где можно будет накормить 300 путешественников — колонистов. Если вспомнить, что в тридцатые годы не было интернета и не везде были установлены телефоны, организация путешествий просто удивляет.

Но успехи колонистов не радовало советское педагогическое начальство. А.С. Макаренко вызывал зависть, ярость, подозрение. Дважды на него выписывали ордер на арест.

И ненависть не угасала, даже после того, как Антон Семенович покинул свою любимую педагогическую работу и начал писать книги.

В 1936г. Вышла в свет его «Книга для родителей».

Роман «Педагогическая поэма» был написан в 1935. Максим Горький писал о романе: «Это истинная педагогическая поэма, вдохновенная книга о переделке психики. Она — ступень в развитии науки о воспитании».

В 1938 г. Была написана повесть «Флаги на башнях».

Но А.С. Макаренко, талантливый педагог и писатель, продолжал оставаться для Н.К. Крупской изгоем. Возможность попасть под арест казалась неизбежной.

1 апреля 1939 года у входа в Белорусский вокзал двое людей в штатском напряженно ждали А.С. Макаренко, чтобы арестовать его при выходе из поезда. Но не успели. Сердце Макаренко раскололось на две половинки. Он успел только сказать: «Я — писатель Макаренко».

На похороны приехали его бывшие воспитанники. Они прощались с человеком, давшим им путевку в жизнь. Из 3000 тысяч человек, которых воспитал Антон Семенович, ни один не стал мошенником, паразитом, тунеядцем. Они геройски защищали свою родину на фронтах Второй Мировой, трудились на заводах, в конструкторских бюро, отстраивали страну после войны. Они стали честными, уважаемыми и порядочными людьми. Такими, которыми Антон Семенович мог бы гордиться.

И в этом была его заслуга — заслуга Педагога, опередившего свое время.

Комментарии (2):

Ольга, 17 февраля 2023 г. в 15:03
Макаренко институт в 17 лет закончил?
1 ответ
Николай Иванович Козлов, 18 февраля 2023 г. в 02:40
Антон Семенович в 17 лет закончил одногодичные педагогические курсы, далее работал учителем. В 26 лет поступил в Полтавский учительский институт и закончил его с красным дипломом.

Материалы по теме:

27 сент. 2020 г.
Между делом, просто для радости: рукоделие от НИКа
Иногда хочется сделать что-то просто для души, просто для радости: и стихи написать, и картину нарисовать, и видео красивое сделать. Ну, иногда, в перерывах между делами, я делаю и такое. Меня это греет. Думаю, много из этого порадует и вас. Радуйтесь!
09 дек. 2020 г.
Нужно ли воспитывать ребенка добрым и отзывчивым?
В заданном вопросе звучит некоторый страх, боязнь мира. 
16 дек. 2020 г.
Позитивное отношение ребенка к учебе надо беречь как зеницу ока!
Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам просит о помощи.