Критерии выбора образцов самоактуализации
Абрахам Маслоу, поставив себе задачу исследования личностных особенностей людей, достигших высот личностного развития (по крайней мере в его видении), должен был определеть критерии выбора (подбора) таких людей. Действительно, по каким критериям определять, этот человек должен быть в его исследовании или нет? Маслоу выбрал два критерия.
Во-первых, это должны быть люди, относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем.
Во-вторых, это люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.
В итога выборка состояла из восемнадцати индивидуумов: девяти современников и девяти исторических личностей - Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеоноры Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.
Личности, безусловно, исключительно достойные, но мы предложили бы еще раз задуматься о предложенных Маслоу критериях. Итак, выделено: душевное здоровье (мягче – относительно свободные от невроза) и сумевшие наиболее полно развернуть и приложить свои таланты.
Похоже, что в этом списке вполне могли оказаться и Луций Корнелий Сулла «Счастливчик», самый талантливый и страшный диктатор Древнего Рима, Тамерлан-завоеватель, пират Френсис Дрейк, основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола, Адольф Гитлер… Личности, понятно, очень спорные.
Или, к примеру, Генрих Шлиман, откопавший древнюю Трою. Родился в семье бедного священника, отец часто рассказывал ему разные легенды, а его любимой книгой стала «Всемирная история для детей». Там он увидел рисунок горящей Трои и сказал себе: «Я хочу это найти! Я раскопаю Трою!». Семья его прокормить не может, на гимназию денег нет, 5 лет он работает в лавке бакалейщика с 5 утра до 11 ночи. Потом – все бросает и уходит по сути бродяжничать, ища любые варианты повернуть судьбу ввысь. Росток, Гамбург. Случайные заработки, от голода и тяжелых нагрузок у него часто идет горлом кровь. Удачная встреча – он каютным юнгой едет в Венесуэлу, тонул, был случайно спасен, в очередной раз после кораблекрушения Генрих Шлиман ступил на голландский берег со старым одеялом в руках и в промокшем нижнем белье. Это все, что у него было.
Много лет спустя в одном из писем своему дяде он напишет: «Поверьте, всегда, в самые трудные для меня мгновения в жизни, в ушах моих звучали божественные гекзаметры и стихи Софокла».
В Амстердаме бывали мгновения, когда он жалел, что спасся из морской пучины. Милостыню подавали плохо. Вечером он поднимался к себе в каморку по скрипучей расшатанной лестнице, мечтая лишь об одном — пережить зиму. На Рождество, полуживой от голода, он попадает в больницу. Там тепло и кормят. О таком подарке он не надеялся и мечтать.
Пройдет немного времени, и все изменится. В 21 год он знал 16 языков, через пару лет стал миллионером, а потом открыл себе Трою, стал жить в настоящем царском дворце, а его жена носила подлинную диадему царицы Трои.
Это – восхитительная жизнь. Но при этом, как оптовый купец первой гильдии, судья Санкт-Петербургского торгового суда, директор Императорского государственного банка в Санкт-Петербурге оставивший в памяти купцов города Петербурга самые негативные воспоминания, как ловчила и мошенник, ввозивший контрабандой селитру из Пруссии. В связи с его откровенным воровством и поставками некачественного товара на прошении Шлимана вернуться в Россию император Александр II наложил резолюцию: «Пусть приезжает — повесим».
Самоактуализировавшаяся личность – не очевидно ангел во плоти.
О похожих вещах писал Э. Шостром, ближайший ученик А. Маслоу:
"Было бы ошибкой думать, что самоактуализирующаяся личность – это какой-то сверхчеловек, у которого нет никаких слабостей. Нередко такой человек бывает глуп, расточителен или беспечен, он может быть невнимательным и бестолковым, вызывать раздражение у окружающих своим упрямством. Но в любом случае это увлекательная личность, а не напыщенное ничтожество или субъект с вытянутой физиономией, как многим хотелось бы думать. У нее есть многочисленные достоинства, но слабостям она не чужда. Плод самоактуализации – не совершенство, а радость жизни, которая приходит благодаря интеграции сильных и слабых сторон нашей натуры". «Человек-манипулятор»
В связи с этим возникает другой вопрос: а единственные ли это достойные критерии? Главные ли это достойные критерии? На что можно было ориентироваться еще? А давайте подумаем вместе…
- Люди, оставшиеся в памяти человечества как образцы нравственности. Мать Тереза, Януш Корчак, папа Иоанн Павел II
- Люди, достигшие высот духа или святости. Христос, Магомет, Будда.
- Прекрасные жены и матери,
- Люди, живущие внутренне гармонично и счастливо.
Как вы думаете, у них он нашел бы достойные подражания личностные качества? Только те же – или другие? Хотя бы потому, что для эффективной политики нужен один профиль личности, а для того, чтобы быть женой и матерью – качества, взгляды и ценности нужны другие.
Собственно, воспитание на лучших образцах, изучение самых достойных персонажей человеческой истории – это не изобретение А. Маслоу, а повторение, замечательное повторение того, что делали до него и Аристотель, Сенека, Сократ, Томас Мор, Эразм Роттердамский и другие философы и мыслители, по совместительству и в меру сил выполняющие роль педагогов при королевских дворах.
Восхищение и благодарность А. Маслоу за то, что он напомнил психологам о важности воспитания людей на лучших образцах, и при этом отмечаем с некоторой критикой: «Тип людей, который был выбран А. Маслоу, достаточно субъективен, произволен, и едва ли может считаться безусловной вершиной личностного роста. Скорее это тип людей, которые были лично симпатичны А. Маслоу и его команде».
Завершая эти размышления в конструктиве, я бы предложил каждому практическому психологи собирать свою библиотеку жизни замечательных людей, используя их и для строительства своей жизни, и для психолого-педагогической работы с клиентами. ЖЗЛ – это наше все!