Игра «Сказка в шесть кадров»

01 октября 2022 г. в 21:30

Источник - М. Кипнис, "Тренируем умение вести за собой, быть мотором и вдохновителем"​(АСТ, Прайм-Еврознак).

Цели:

  • отработать с группой сразу несколько умений:

- взаимодействие с партнером,

- структурирование текста,

- использование мимики и жестов;

  • рассмотреть на практике и проанализировать стиль межличностных отношений в группе и ответственность лидера за их эффективность;
  • дать возможность участникам проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера;
  • попрактиковаться в работе над групповой задачей, эффективно используя вклад каждого члена команды.

Размер группы: достаточно большой, разделяется на малые группы (по 5-7 человек).

Ресурсы: желательно, чтобы каждая подгруппа могла поработать в уединении, а потому нужны либо смежные с учебным классом помещения, либо большое пространство, позволяющее подгруппам работать автономно, не мешая друг другу. Могут понадобиться бумага и ручки для каждой подгруппы. Хорошо также, если тренер подготовит для показа итогов работы элементы сценической одежды (шапки, шляпки, куски ткани, жакеты, юбки), парики - хотя бы минимальный реквизит. Это сделает показ гораздо более эффектным и интересным.

Время: 45-60 минут.

Ход упражнения

Суть задания такова: берется известная сказка и определяются ее сюжетные узлы, т. е. места действия, которые наиболее важны и являются сюжетообразующими.

Возьмем, к примеру, "Красную шапочку". В ней мы обнаружим шесть таких узлов (именно поэтому упражнение и названо сказкой в шесть кадров, хотя есть и другие, гораздо более длинные и сложные истории, где шестью сюжетными узлами мы никак не обойдемся!)

Но вернемся к "Красной шапочке". Каковы сюжетные узлы сказки?

  • Мама отправляет Красную Шапочку к Бабушке.
  • Красная Шапочка встречается в лесу с Волком.
  • Волк попадает в дом Бабушки.
  • Волк съедает бедную Бабушку.
  • Волк пожирает Красную Шапочку.
  • Охотники убивают Волка и освобождают персонажей (торжество справедливости!).

Художники, иллюстрирующие сказки, изображают, как правило, на страницах книг именно сюжетные узлы того или иного произведения. Потому что здесь - напряженное действие, конфликт, а не простое описание.

Теперь вы должны будете сыграть сказку. Но играть ее нужно особенным способом: без движений и слов. Представим сказку как серию рисунков к ней или фотографий, т. е. каждая иллюстрация -это застывшая сцена, остановленный фрагмент действия. Тогда, увидев картинки одну за другой по порядку, мы как будто прочтем всю сказку от начала до конца.

— Скажите, пожалуйста, наши сцены будут играться в движении? — обращаемся к участникам тренинга.

— Нет!

— Вы сможете общаться между собой, разговаривать, спорить? - продолжаем проверку понимания упражнения.

— Нет!

— Как же зритель сможет разобраться в том, что происходит на сцене, каковы взаимоотношения героев?

Тут-то и начинается совместное размышление.

  1. Даже в стоп-кадре, который мы будем называть английским словом "фриз" (заморозка), мы можем сохранить иллюзию движения. Для этого ваши фризы должны быть динамичными - как будто еще секунду назад персонажи двигались и застыли на пике действия! Все позы, жесты должны быть максимально выразительными.
  2. Мимика - вот второй ваш помощник. Нейтральное, ничего не выражающее лицо не несет зрителю информации. Эмоции героя, его отношение к происходящему мы обязаны выразить лицом-маской.
  3. Мизансцена, т. е. картинка, которую выстроит группа, должна быть внятной и четкой. Для этого всегда нужно помнить о зрителе.

СТАРАЙТЕСЬ «РАБОТАТЬ НА ЗАЛ» ЛИЦОМ, А НЕ СПИНОЙ. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ ПЕРЕКРЫВАЛИ ДРУГ ДРУГА. Используйте правильно все пространство площадки тренинга, не скучиваясь в одном месте и не оставляя пустыми края сцены.

Прежде чем начать работу над постановкой картин, предлагаем участникам следующий порядок работы.

  1. Обсуждаем количество сюжетных узлов-картинок в сказке.
  2. Определяем количество действующих лиц. (Выясняем, кто из героев действует на протяжении всех сцен, а кто появляется лишь в части из них. При необходимости решаем, кто из участников тренинга будет играть несколько ролей в разных сценах.)
  3. Все те, кому не досталось ролей, все равно участвуют в картинке-фризе. Они исполняет роли зверей, предметов, деревьев и т.д.
  4. Выстраиваем кадры-фризы по очереди, один за другим. Запоминаем мизансцены. Шлифуем мимику, жесты. Отрабатываем четкость и быстроту перехода от сцены к сцене.

...После 20-30 минут репетиций приглашаем группу (или группы) на сцену. По команде "фриз!" участники застывают в первом кадре-сцене. Вместе со зрителями (это группы, ожидающие своей очереди) обсуждаем картинку. Пытаемся определить, какую роль исполняет каждый из актеров. Обращаем внимание на выразительность и точность мизансцен. По хлопку ведущего группа перестраивается на следующую картинку. Вновь команда "фриз!" и разбор.

Когда показ закончен, аплодисментами благодарим группу за спектакль и приглашаем "на площадку следующую группу с ее вариантом сказки без слов.

Завершение

На самом деле это упражнение универсально. Работая с тренинговой группой, в рамках этого задания вы можете рассматривать эффективность невербального общения, можно использовать "Сказку в шесть кадров" для развития и тренировки спонтанности и творческого воображения. В рамках лидерского тренинга нас, естественно, будет больше всего интересовать то, как участники решали проблемы коммуникации, как (подспудно, без всякого нажима с нашей стороны!) группа работала как КОМАНДА, насколько эффективным было именно групповое взаимодействие.

Дополнительный материал для тренера: «Организация групповой работы»

  • Мобилизация группы на совместное решение задачи
  • Автор М. Кипнис

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Михаил Кипнис
Михаил Кипнис - педагог, театральный режиссер. Автор методики интерактивного театра, получившей название «Драма. Импровизация. Дилемма» и художественный руководитель одноименной израильской программы (1993-1998). Провел сотни семинаров, тренингов в Израиле, России, Украине, Молдавии, Чехии, США как ведущий групп, фасилитатор, практикующий тренер. Инициатор и руководитель разнообразных проектов в сфере абсорбции, неформального образования, культуры в Израиле и за рубежом.