Французская система образования
Общество и семья
Общество
Для любого француза очень важно им и являться, то есть, не кем-нибудь, а именно Истинным Французом. Ведь они так уверены в превосходстве над остальными народами – как общественном, так и индивидуальном. Особенно французы дорожат своей национальной культурой. Они считают, и в определенной степени обоснованно, что внесли первостепенный вклад в мировое искусство, музыку, живопись и философию. Если верить французам, их цивилизация - самая развитая в мире.
У французов сильно развито чувство национального единства. Французы любят представлять себя как одну большую национальную семью, сплоченную под французским флагом общей историей и, самое главное, французским языком.
Одна из наиболее ярких черт национального характера французов – их невероятная любовь ко всякого рода экспериментам. Они любят фантазировать, выдумывать различные нововведения. Французов больше интересует не статичная цель, а процесс изменения, путешествие в неведомое, а к чему это приведёт – уже не столь важно. Главное для французов – всегда быть на гребне волны, ни в чём не отставать, соответствовать самым последним требованиям моды. Их манит ощущение быстротечности жизни, её «бешенный» ритм.
Французам характерно особое чувство вкуса, превалирование эстетического над материальным. Если блюдо – то должно выглядеть красиво.
Французы – люди очень «правильные», они стараются соблюдать все нормы, предписания и правила. Они свято чтят Право, Закон, Конституцию, и любят вводить какие-либо неписаные правила во все сферы жизни – литературу, искусство и этикет. Но вместе с тем, французы не склонны преувеличивать важность чего-либо.
При решении какой-то задачи француза интересует не оптимальность решения, а ответ на вопрос зачем и почему эту задачу нужно решать. На практике пытливое мышление французов и привычка постоянно задавать вопросы приводят к тому, что много времени уделяется не конкретным действиям, а рассуждениям на соответствующую тему
Французы просто обожают интеллектуальные беседы, в которых они упрямо и последовательно отстаивают свою точку зрения. Для них важно, чтобы и ваша позиция была логически обоснованной и правильно аргументированной.
Французы уважают трудолюбие, но не трудоголиков. «Работай хорошо, но наслаждайся жизнью» - вот их лозунг.
В жизни французов можно обнаружить очень много противоречий. Они не видят ничего нелепого в том, чтобы сохранять старомодный водопровод в ванной, одновременно устанавливая самые современные системы на кухне, или же ехать за многие километры для того, чтобы насладиться двухчасовым обедом.
Во Франции очень важно быть серьезным (это необходимое качество для французского управленца или менеджера высшего звена). Поэтому во французском обществе ценятся прежде всего образование, интеллигентность и красноречие. Слово «серьезный» во французском языке, можно сказать, является синонимом слова «профессиональный».
Французы хорошо одеваются, ценят вежливость.
Семья
В средней французской семье бывает 2 ребенка. Впрочем, официальная рождаемость в стране рекордная - в основном за счет эмигрантов.
Французские семьи отличает сплоченность. Дети часто живут с родителями, пока не женятся, и вся семья из трех-четырех поколений может жить под одной крышей. И если даже они разъезжаются, то стараются жить недалеко друг от друга и регулярно встречаться на воскресных обедах и по праздникам. Семья является также опорой в бизнесе, ее члены всегда поддерживают и помогают друг другу в различных предприятиях.
В то же время, число разводов во Франции из года в год возрастает : сегодня их в 3 раза больше, чем вчера ; число детей " болтающихся " между двумя домами, увеличивается ежегодно на 150000 . В 25 % случаев семьи распадаются не прожив вместе и 4 лет .
Тема семьи во Франции очень личная. Только самые близкие друзья участвуют в семейных собраниях, и получить приглашения на них - большая честь.
Несмотря на то, что французы – известные ловеласы, французские девушки обычно не вступают в интимные отношения до того, как им исполнится двадцать лет.
Дети
Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки не сидят с детьми дома, они предпочитают работать и делают это по многим причинам: 1. Жизнь во Франции очень дорогая, и чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу 2. Французские мамы опасаются, что за время вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию 3. Традиция отдавать малыша на воспитание чуть ли не с самого его рождения существует во Франции с давних времен. Детей очень рано отдают в ясли или детские сады.
Считается, что если один из родителей ребенка не работает и не учится, то он и должен сидеть с малышом.
Во Франции существуют такие понятия, как «мама-наседка» и «папа-наседка». Так называют родителей, которые слишком горячо заботятся о своих детях. Как ни странно, сейчас «папы-наседки» встречаются всё чаще и чаще, подавая пример своим женам. Вечерами после работы именно папы возят малышей в спортивные секции, гуляют с ними в выходные, ходят на родительские собрания.
Маму-домохозяйку, которая полностью посвящает себя воспитанию детей, встретишь не часто. Француженке недостаточно быть только мамой и женой, она стремиться реализовать себя в профессиональной сфере, дорожит своей независимостью и не хочет жертвовать своей карьерой даже в том случае, если муж неплохо зарабатывает. Она предпочтет отдать половину своей зарплаты няне или домработнице, которая приготовит обед и присмотрит за детьми, но сохранит при этом свою автономию.
Бабушки и дедушки принимают мало участия в воспитании внуков, привлекать их к этому во Франции не принято. Хотя, иногда они могут помочь.
При занятости родителей дети рано взрослеют. Они самостоятельно ходят в школу, могут по дороге зайти в магазин и на свои карманные деньги купить школьные принадлежности.
Кружков для детей во Франции очень много, как и различных ассоциаций, которые занимаются с малышами, и стоит это сравнительно недорого.
Для французских родителей образование - это все. У ребенка должно быть столько дипломов, подтверждающих хорошее образование, сколько возможно. В деловой жизни ваши практические навыки не имеют того значения, какое имеет ваше образование. Причем обязательно престижное. Поэтому многие опытные зарубежные специалисты, которые хотят работать во Франции, боятся, что их опыт не будет по достоинству оценен, если у них не будет диплома, аналогичного по ценности французскому.
Французские родители держат некую дистанцию со своими детьми. Они дают больше независимости и самостоятельности своим подросткам, но в то же время не перестают полностью их контролировать.
Дошкольное воспитание
Семья
Занятия с малышами французских мам мало чем отличаются от занятий с малышами русских женщин.
Телесные наказания детей всегда были огромной редкостью во Франции. Обычно провинившихся наказывали, лишая его какого-нибудь развлечения или лакомства. Наградой считалась отмена наказания или денежное поощрение. У каждого ребенка имелась своя копилка, куда малыш складывал подаренные ему деньги.
Французские родители не считают нужным прерывать какое-либо свое занятие, чтобы выслушивать ребенка, или баловать его. Это социальная норма. Французские дети таким образом учатся правильно выбирать время для разговора и быть изобретательными, чтобы привлечь к себе внимание. И они знают, что значит быть воспитанным и невоспитанным. Полли Плат в своей книге «Француз или враг» приводит очень хороший пример - французские матери не стесняются делать своим детям замечания по поводу глупости, плохого вкуса, плохих манер, неуместного поведения и небрежности в одежде.
Обычно французские дети не могут открыть хoлодильник, когда захотят подкрепиться, взять машину без разрешения, ослушаться своих родителей или хозяйничать в доме в отсутствие старшин и подбивать друзей вести себя так же. Французские родители могут быть шокированы тем, какую свободу дают своим детям в той же Америке или Англии.
Детский сад
Современные французские ясли готовы принимать на воспитание детей, едва достигших трехмесячного возраста.
Посещение детского сада во Франции обязательно.
В детский сад принимают детишек в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на три группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом. Самых старших деток учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу.
Часто в детских садах дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник.
Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием.
Во Франции традиционно среда - день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий. Большинство детских садиков во Франции не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами.
Особенности системы образования
Система образования
Образовательная система современной Франции состоит из четырех блоков:
- начальная школа (6-11 лет)
- средняя школа (11-14 лет)
- старшая школа (14-16 лет)
- высшая школа (университет)
Во Франции образование устроено так, чтобы максимально поощрить "работяг" и по возможности свести на нет влияние одаренности. Есть мнение, что значительный недостаток подобной системы – зубрежка без понимания. Наш соотечественник приводит пример, что многим ученикам проще вызубрить, что 3/6=1/2, чем понять суть дробей.
Образование во Франции имеет три основных принципа:
- Отвергающее религиозность преподавание.
- Обязательное образование всех детей возрастом от 6 до 16 лет.
- Государственное финансирование обязательного образования (дети до 16 лет получают даже учебники бесплатно).
Школы
Начальная школа - соответствует своему названию.
Колледж - обычная средняя школа. Для всех детей - одна и та же программа и предметы изучения.
Лицей - высшая средняя школа. Все высшие средние школы строго специализированы.
Лицеи во Франции бывают нескольких видов:
- профессиональные (lycee professionnel)
- центры подготовки подмастерий (CFA)
- общеобразовательные (general)
- технологические (technologique).
Обучение в лицеях двух первых категорий дает возможность получить специальное среднее образование без права получения высшего. Общеобразовательные и технологические лицеи являются своего рода подготовительными курсами к университету. Общеобразовательные лицеи в свою очередь подразделяют на
- социально-экономические (BAC-ES)
- естественно-научные (BAC-S)
- филологические (BAC-L)
Технологические лицеи делят на:
- научно-промышленные (STI)
- сервисные (STT)
- лабораторно-исследовательские (STL)
- медико-социальные (SMS)
Номера классов обучения идут в противоположном порядке. Класс "1" - завершающий высшую среднюю школу (LYCEE), класс "6" - первый класс в средней школе (COLLEGE) и так далее.
Школьные оценки - до 20 баллов. Но во многих лицеях и колледжах ученики класса в конце четверти не получают отметок, а распределяются по номерам, кто первый, а кто последний по какому-нибудь предмету. Часто дети, приходя домой, сообщают: по физике я десятый, по математике - одиннадцатый, а по рисованию – второй.
БАК
Во Франции уже давно введён и действует "Единый Государственный Экзамен" (ЕГЭ), только называется он у них БАК (от слова бакалавр). Цель: поставить всех учеников в равные условия, чтобы свести на нет коррупцию на почве образования, чтобы унифицировать требования к выпускникам. Человек, сдавший БАК, имеет право безо всяких вступительных экзаменов записаться в любой университет своего профиля.
Результат Бак оценивается следующим образом:
- менее 8 баллов - провал (очень плохо - никаких шансов на оплачиваемую или перспективную работу)
- между 8 и 10 – проводится дополнительный устный экзамен, на котором есть шанс реабилитироваться. Ребенка вызывают на устный экзамен, чаще всего на следующий же день.
- от 10 и выше - получает аттестат и имеете право без экзаменов записаться в университет.
- от 12 ученик получает так называемый "mention" (похвальный отзыв) - "довольно хорошо"
- от 14 - "хорошо"
- выше 16 - "отлично". Последний - это что-то вроде нашей золотой медали.
Если ученик сдал БАК с отметкой выше определённого уровня (больше чем 15/20), то он имеет право записаться на подготовительное отделение в одну из так называемых Гранд Эколь – что-то вроде элитных университетов.
Университеты
Университетское образование делится на несколько ступеней, после каждой из которых вы можете получить соответствующий диплом:
- первый - после двух первых курсов.
- второй диплом выдают еще через год, после трех лет обучения в университете, и на этом этапе часть успевающих студентов уходит из университета, чтобы продолжить учебу в какой-нибудь специализированной школе. Это может быть, опять-таки инженерная школа или же, скажем, училище, готовящее преподавателей для начальной школы и т.д.
- третий - диплом после четвертого курса. Снова остается возможность либо уйти в другую Школу, либо уже продолжать учебу и на пятом курсе. Причем эти курсы тоже разные - одни прямо готовят к будущей работе, другие дают право поступить в аспирантуру.
Завершается аспирантура диссертацией и учёной степенью.
Высшие школы
Высшие Школы (Гранд Эколь) - это вершина французской образовательной системы. Они являются гарантом вашей успешной карьеры. В качестве наиболее близкого их аналога можно привести университеты Оксфорд или Кембридж. Поступление проходит на конкурсной основе, и после четырех лет напряженнейшей учебы. И это не просто слова – на конкурс собираются лучшие из лучших со всей страны и попадают в такие условия, что привыкшие чувствовать себя победителем впадают в депрессии.
Есть два вида высших школ:
- Национальная Школа Управления – готовит вас для руководящих постов в правительстве, на государственной службе или в промышленности.
- Политехническая Школа – военные специалисты.
Все студенты Национальной и Политехнической школ сразу же начинают получать зарплату, т.е. становятся государственными служащими, им идет рабочий стаж.
Подготовка учителей
Те, кто хочет быть школьным учителем, проходят серьезный отбор. Нужно пройти конкурс в общенациональном масштабе. Такие конкурсы существуют двух уровней: для учителей колледжа и для учителей лицея. Подготовка к ним занимает примерно год напряженнейшей работы. Программа объявляется в начале года.
Прошедшие письменные экзамены допускаются к устным, и даже если они их не сдадут, они все равно получают довольно почетный титул "допущенных" (admissible). Если и в следующий раз для них все кончится на этом титуле, его двойное присвоение в дальнейшем дает право на увеличение зарплаты. Тем самым гигантская работа по подготовке к конкурсу не пропадает совсем. Успешно пройдя этот конкурс, вы получаете постоянное место на всю жизнь, бОльшую зарплату, меньшую нагрузку и право преподавать на младших курсах университета, но при этом едете "по распределению", куда пошлют.
Принципы обучения в школе
Много письменных контрольных. Во Франции вообще на всех уровнях образования письменным экзаменам доверяют несравненно больше, чем устным.
Во Франции нормально относятся к второгодникам. Просто ученик не справился с программой, и ему дается повторный шанс. Иногда, в менее очевидных случаях, педсовет оставляет это решение на усмотрение самого учащегося, и уже он и его родители решают, оставаться ли ему в том же классе или рискнуть и перейти в следующий. В университете случается даже, что студент все экзамены сдал, хотя и не блестяще, и вполне имеет право перейти на следующую ступень, однако по собственному желанию решает остаться на предыдущей, чтобы "закрепить полученные знания".
"Перепрыгивание через класс" - совсем не редкость в начальной школе; если учителя видят, что ребенок свободно читает, хорошо пишет, что у него нет проблем с арифметикой, ему предлагают, чтобы он не скучал на занятиях, перейти в следующий класс. (По этим причинам ученики одного класса часто имеют до двух лет разницы в возрасте.) Но чем старше класс, тем менее поощряются такие прыжки.
При переходе с одного уровня образования в другой, резко возрастает сложность. Например, лучший в средней школе может оказаться очень слабым в лицее. Каждый год в лицее сложность возрастает.
История и география - это предметы, которые ведет один и тот же учитель, самостоятельно решая, какие уроки и в каком порядке посвятить каждой из дисциплин. То же самое происходит с физикой и химией.
Особым умением, которому детей обучают уже начиная лет с двенадцати, является умение писать... Мы бы сказали - сочинение, но во Франции, имеется три типа письменных работ, строго различающихся по плану и содержанию, это ученикам окончательно объясняют в лицее.
- "резюме" - нечто вроде нашего изложения
- "объяснение текста" - формальный, литературоведческий подход: анализ метафор, терминов, ритма и т.п.
- "диссертация" – сложная работа , в которой обязательно должно быть вступление и заключение и как минимум две (лучше - три) части, тезис и антитезис той мысли, которую вы развиваете в тексте, причем по объему вступление и заключение каждое не должны превышать примерно 1/5 текста.
Каждая работа имеет строгие правила написания, соблюдение которых важнее оригинальности. Особое преступление - написать не по теме, то есть не понять формулировки темы, которая порой бывает исключительно замысловатой.
Корни привычки без конца задаваться вопросами кроются в системе образования и воспитания. В старших классах средней школы обязательное изучение философии предусмотрено школьной учебной программой. Детей учат мыслить логически и вести дебаты.
Принципы воспитания в школе
Родители считают, что ребенок должен учиться в ближайшей школе. Если компания одноклассников ребенку не нравится – это не имеет значения.
Школьная форма необязательна. Кстати, это порождает конкуренцию, когда дети стараются перещеголять друг друга нарядами.
Ученикам тщательно прививают умение и привычку красиво оформлять работу, даже конспект лекции. У каждого французского учащегося, будь то студент или школьник, в портфеле всегда имеется пенал (поместительный мешочек), битком набитый шариковыми ручками и фломастерами разных цветов.
Эстетическому воспитанию в школьной практике Франции придаётся такое же большое значение. Свободное чтение по нотам - это требование ко всем учащимся старших классов. В школьной практике широко распространены ежегодные конкурсы хоров, учительские конференции по вопросам музыкального воспитания. этим во французских школах используются тесты, связанные с исследованием музыкальных способностей детей, музыкальной памяти, восприятия высоты, тембра, различия интервалов и ритмов. Школы Франции наряду с учебниками по общеобразовательным предметам, имеют и учебники по художественным дисциплинам: по рисо*ванию и пению. Для школы выпускается специальные серии репродукций картин и пластинок музыкальных произведений, с богатым репертуаром, используют школьное радио и телевидение. Наряду с образцами классического искусства широко представлено и современное искусство.
В педсовет обязательно входят по два представителя учеников от каждого класса, имеющие право голоса; их роль, в частности, состоит в том, чтобы довести до сведения учителей трудности и проблемы учеников - например, в семье произошел развод, но об этом знают не все учителя, делегат класса может и даже должен сказать об этом на педсовете.
Нашел информацию, что в некоторых школах Франции заводят собак для воспитания детей . Как и везде, дети там непослушные. Вот и решили призвать на помощь собак. Они используются в качестве стимула: будешь вести себя хорошо - покормишь собаку, и каждый ребенок мечтает об этом. Какая-нибудь дворняжка живет в особом помещении, с кучей игрушек, и все ее любят, все жаждут к ней прикоснуться