Эмоции как форма детской защиты

01 октября 2022 г., 21:27

Основной тезис синтез-технологии по поводу эмоций состоит в том, что эмоции и переживания есть способ целесообразного человеческого поведения, выработанный в первую очередь в детстве и в первую очередь во взаимодействии с родителями. Это способ, который находят дети для управления родителями, для общения с родителями и для защиты от родителей.

Эмоциональное реагирование на собственные ошибки — это реакция не столько на ошибку, сколько на возможное нападение за эту ошибку. Это форма личностной защиты, но форма защиты детской и неконструктивной.

Вот типичнейшая ситуация из жизни ребенка. Девочка то ли заигралась, то ли неловко повернулась, но вот чашка — разбилась и мама об этом скоро узнает. Девочка маленькая, но уже имеющийся опыт ей уверенно подсказывает, что если она сейчас маме сообщит об этом спокойно или тем более весело, высока вероятность натолкнуться на мамино недовольство, а то и схлопотать по затылку.

Ей это надо? Нет. Именно поэтому вы через пару секунд сможете наблюдать, как девочка ударяется в рев и с рыданиями бежит к маме: «Мама, у меня чашка разбилась! А-а-а!!», и ближе под ее руку, чтобы к маме — прижаться… А самое главное, что реакцию мамы вы теперь предскажете также уверенно, как и дочка: теперь мама дочку — погладит и пожалеет: «Ну как же не пожалеть, ведь она плачет, переживает!»

  • Правильно, вот ситуация и решена. И мудрая дочка подтвердила свой опыт: если совершить ошибку и после этого начать несчастно рыдать, то все будет хорошо. Значит, она рыдать теперь ближайшую жизнь и будет. А самое удивительное — даже тогда, когда вырастет, когда мамы уже давно с нею рядом не будет. Смысл в рыданиях исчез, а привычка — осталась…

Комментарии (1):

Гость, 15 сентября 2020 г., 15:03

Мудрая девочка сама огорчится от того, что разбила чашку, к тому же ее жизненный опыт, хоть и небольшой, ей подсказывает, что от мамы ей достанется, что огорчает ее еще больше, поэтому и такая реакция ребенка. А мудрые мальчики того же возраста - что, поступают по-другому? 

Материалы по теме:

Картинка к "Конструктивная критика"
01 окт. 2022 г.
Конструктивная критика - критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Например, "Отлично! А вот это, мне кажется, можно сделать так, будет надежнее!" - или: «Да, спасибо, это было красиво и эффективно. Кажется, будет еще лучше, если вот на будущее ты обратишь внимание на это и то. Что думаешь?»
9Подробнее →
Картинка к "Подготовленная разборка"
01 окт. 2022 г.
Подготовленная разборка - трудная обязанность старшего по отношению к младшим, руководителя - к сотрудникам. Если сотрудник допустил серьезный и (похоже) не случайный прокол, не понимая что он делает, здесь нужна - разборка. Но хорошая разборка - это подготовленная разборка, обеспечивающая контакт и понимание между вами. Подготовленная разборка - это подробный анализ происшедшего, "работа над ошибками", когда одновременно идет и критика (конструктивная), и обучение, и воспитание.
Картинка к "Реакция на ошибки"
01 янв. 2010 г.
Ошибки допускают окружающие, ошибки допускаем и мы сами. Тот, кто грамотно реагирует на ошибки свои, обычно более грамотно реагирует и на ошибки окружающих. Не так важно, с какого конца начинать учиться - важно, чтобы на любые ошибки, и свои и чужие, мы реагировали грамотно, то есть эффективно для дела и экологично для человека.
Картинка к "Защита Дурика в исполнении детей и взрослых"
01 янв. 2010 г.
"Что ты дурачишься?" "Не изображай из себя дурачка!", "Ну, я сыграл под дурика, и прокатило!" - эти фразы слышал, а скорее всего и произносил - каждый из нас. Дурак - глупый, неадекватный человек. Позиция Дурика - состояние нежелания думать, отключение головы, сюда же часто глупый взгляд, глупый смех и глупые отговорки. Казалось бы, сплошная глупость - только что вы с этим можете сделать, если человек разумные слова не понимает и понимать не желает?