Драматически-экспрессивный комплекс
01 октября 2022 г., 21:26
Дети в процессе усвоения чувства вины играют активную роль. Так, помимо самого внутреннего проживания чувства вины, дети усваивают с помощью родителей и другого значимого окружения «драматически-экспрессивный комплекс» чувства вины, в который входят: выражения лица, внутренний сопровождающий текст, телесные рисунки и позы, слова и интонации. Позже, при достаточной отработке «драматически-экспрессивного комплекса», дети начинают выдавать нужные внешние реакции (как бы чувство вины) для родителей, чтобы избежать наказания и других неприятных последствий ("вот видите, мне уже плохо, я уже осознал, поэтому не наказывайте меня, пожалуйста"). Таким образом, чувство вины является не только инструментом манипуляции «изнутри», но и «вовне».
Материалы по теме:
01 янв. 2010 г.
Чувство вины - сочетание страха, аутоагрессии (наказания человеком самого себя) и защиты от этой внутренней агрессии. Это состояние побитости после того, как человек сам себя отругал. Чувство вины - чувство не врожденное, а социально сформированное. Чувство вины формируется родителями или ближайшим окружением ребенка в детстве - иногда осознанно, иногда нет, сами того не замечая. Нередко дети формируют себе чувство вины сами, откупаясь от претензий взрослых. Позже чувство вины человек воссоздает внутри себя сам, но делает это обычно автоматически, непроизвольно и неосознанно, в следствие чего это описывается безлико как: «появилось чувство вины».
01 янв. 2014 г.
Живой, бодрый ребенок любит двигаться и играть, и игра звуками, лицом и дыханием, которые взрослые называют эмоциями и чувствами – одна из его любимых игр. В этом возрасте ребенок легко, играючи может просто по просьбе взрослого начать плакать или смеяться, чередуя в свое удовольствие смех, радостные крики и несчастный плач. Для ребенка это игровые действия, такие же, как разложить яркие карточки в интересной игре, и дети играют исполняют плач с таким же не скрываемым удовольствием, как и радостный смех. Ребенок играет в эмоции и учится ими пользоваться. Освоение эмоций происходит через игру, так же, как освоение речи и мастерства движений. Эмоции для ребенка – игрушки, но игрушки не только интересные, но и очень полезные.
01 окт. 2022 г.
Развитие эмоциональной выразительности естественным образом идет по двум линиям: линии развития выразительности и линии развития эмоциональности.
01 окт. 2022 г.
Когда ребенок становится старше, он начинает учитывать указания взрослых (например, нельзя плакать по несущественному поводу, стыдно выражать в такой-то форме страх и т. д.). (Если взрослые ребенка воспитывали, ребенок начинает считаться с желаниями и ожиданиями окружающих, сдерживает свои желания и требования в выразительных движениях).
01 окт. 2022 г.
Выразительные движения — то, что выдает, передает, отражает и формирует состояние человека.
01 окт. 2022 г.
В ходе развития человеческой культуры возникают достаточно гибкие формы выразительные движения для передачи оттенков недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы, которые становятся общепринятыми в определенной социальной среде. Этому языку нужно учиться, как и любому другому: какими словами, глазами и жестами в этой группе выражать свои состояния, отношения и пожелания.