Дом счастья и смысл жизни
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Что важнее: счастье или смысл жизни? Что люди подразумевают под счастьем, а что - под смыслом жизни? Как обрести счастье и от чего оно зависит? Как надо жить? – счастливо или со смыслом? От того, какой позиции по этому вопросу придерживаются родители – так они и воспитывают своих детей.
Природа счастья различна: счастье младенца в том, что у него хорошо функционируют все органы, он сыт и доволен. Многие взрослые видят свое счастье в том же: сыт и доволен – значит, счастлив. Но счастье ли это на самом деле? Что под счастьем подразумевали наши предки?
Любопытно, что в Древней Греции взгляды на счастье были категорически другими. Имеющиеся у нас материалы говорят о том, что практически все без исключения греки были убеждены в одном – уровень счастья оценивается не самим человеком, а теми, кто знает его жизнь не по процессу жизни, а по результату. Счастливым человеком в Древней Греции называли того, кто жил порядочно, был уважаем окружением, имел хорошую семью и погиб за Родину. Так они думали и так жили. При этом не все считали, что именно счастье - цель жизни, но все придерживались того, что жизнь обязательно должна быть осмыслена.
Наполеон, например, абсолютно искренне писал: «Я за свою жизнь счастлив был, максимум три-четыре дня, но я свою жизнь ни на что не променяю. Она имела смысл». Это другой выбор и у каждого он свой.
Дети, как правило, выбирают счастье. А вот что выбирает дальше более взрослый человек, счастье или смысл, зависит, как правило, от той культуры, где он воспитывался.
В женской культуре практически всегда делается выбор в пользу комфорта, развлечений и счастья. И поскольку последние пятьдесят лет преобладает именно женская культура, которая еще и очень интенсивно насаждается современной психологией, то и людям психологи внушают, что надо жить не долгом, не обязанностями, а счастьем. И только от этого будет твоя жизнь полна. В женской культуре ценности отсутствуют. Там есть потребности и предпочтения, желания. А желание и ценности — это не одно и то же. Желание – это от тела, ценности - от разума культуры и духа, от социума, а не от тела. И при одних ценностях мы будем свою жизнь строить на основе того, как следует жить порядочно и достойно, а при других ориентирах - как нравится, как хочется. И с некоторой вероятностью мы будем счастливы. Хотя парадокс состоит в том, что прямое следование своему «хочется» в реализации своих желаний приводит не к счастью, а к расстройству и безобразиям. Это тупиковый путь.
В мужской традиционной культуре жизнь мужчины должна иметь смысл: построить дом, вырастить сына, посадить дерево - быть кому-то полезным - тогда мужчина сможет собой гордиться. Это традиционные мужские взгляды, это другой выбор. А развлечения - детям. Какой выбор сделаете вы? Какими вы хотите воспитать детей? Будет ли вашим выбором - воспитывать тех детей, у которых в голове есть понимание, что жизнь должна быть не пустой, что жить нужно не только для себя.
Тогда закономерно возникает следующий вопрос: «Что же такое осмысленная жизнь?». Это может быть такая жизнь, которая имеет смысл для тех людей, которые вам дороги. Или вы делаете что-то, что приносит пользу человечеству: возможно, кто-то сделает открытия, которые предотвратят смерть от коронавируса, сделают более тёплые дома, разработают новые педагогические системы, чтобы наши дети становились и порядочными людьми, и счастливыми людьми. Каждый из нас привносят в мир что-то доброе и что-то дурное. Если мы пришли и только потоптали землю, подышали воздух и оставили после себя мусор, то, может быть, мы и были счастливы, но прожили бессмысленную и вредную жизнь с точки зрения пользы для других людей.
Может ли осмысленная жизнь быть одновременно и счастливой жизнью? Конечно, может. Привычку быть счастливым можно выработать, как и любую другую привычку. Нужно для начала понять, что счастье – это не цель жизни, а способ передвижения. С утра проснулись - включили счастье: сделали зарядку, улыбнулись и в таком состоянии пошли заниматься делами. Не бывает счастья у человека, у которого несчастное лицо и унылый голос!
Приучайте себя и своих детей хотеть того, чего следует. Без этого жизнь складывается не совсем правильно. И если вы чувствуете, что вдруг вам сегодня в какой-то момент не хочется, например, поцеловать вашу вторую половину – все равно сделайте это, чтобы настроить себя, вызвать это желание. Желание без действия приходит очень редко. К тому же одного желания недостаточно для того, чтобы делать то, что следует делать. Нужна осознанность, правильный подход – внимательное отношение к тому, что вы собираетесь делать. Если речь идет о внимании к родным, то, если у человека нет компетенции, нет привычки быть заботливым, нет знания как позаботиться, то одно желание мало что даст.
Многие родители уверены, что личного примера достаточно для того, чтобы дети в будущем вели себя так же. Однако это противоречит научным данным, а именно эксперименты Альберта Бандуры с куклой Бобо. При каких условиях пример родителей будет значимым для детей? - если этот пример ярче и интересней, чем другие. Также если поведение родителей вознаграждалось какими-то вещами, которые детьми понимаются как достойные, и если родители делают то, что несложно для выполнения ребёнком.
Если несложно, ярко, и вознаграждается, тогда дети будут повторять за вами ваше образцовое поведение. Если ваше поведение неяркое, то скорее всего ваш ребенок будет копировать того, чье поведение более яркое. Например: в автобусе родители спокойно сидят как порядочные люди, а где-то на заднем сиденье молодёжная компания плюётся семечками, орёт песни, лица довольные… Так вот, ребенок скорее будет воспроизводить их поведение, если его специально не переориентировать. Образцового поведения родителей недостаточно.
Родители – будьте образцово-счастливыми для своих детей! Учите детей держать довольное лицо. И в этом деле главное не халтурить, потому что гораздо проще ходить с недовольным лицом. Никто не против счастья, но гораздо лучше, если будет еще и смысл. Пусть в детстве у маленького ребенка будет больше счастья, чем смысла. Но если он собирается взрослеть, то пусть количество счастья не уменьшается, а количество смысла прибавляется.