Дети-лидеры и дети-ведомые. Выпуск 2010-07-14 (закрытый архив)
Дорогие коллеги!
Предоставляю вам на суд некоторые размышления о детях-лидерах и детях-ведомых. Как всегда, мне важны ваши мнения.
Дети-лидеры
Некоторые дети — лидеры с рождения. Они не ждут воздействий и не подчиняются им, а сами влияют на родителей и сверстников, ведя свою линию и подчиняя себе окружающих. Дети-лидеры знают, чего хотят: они не ждут, пока взрослые или другие дети скажут, что от них требуется. Они сразу заявляют о своих желаниях и ожиданиях. Дети-лидеры превращают окружающих в ведомых.
Неочевидно, что перспективы ребенка-лидера радужны. Во-первых, у таких детей часты конфликты с родителями из-за борьбы за власть. Во-вторых, если ребенок-лидер не подчиняется мудрым взрослым, это затрудняет его приобщение к культуре. Он может остаться «активным диким волчонком», что создаст проблемы во взрослой жизни.
Дети-лидеры изначально воспринимают всерьёз только тех, кто равен им по силе или превосходит их. Впрочем, иногда их можно «поймать» на манипуляции, сыграв на желании казаться взрослыми: «Помоги мне, маленькой и слабой!»
Какие парные черты характера обычно присущи детям-лидерам?
Прямой связи «ребёнок-лидер = ребёнок-манипулятор» нет. Лидер может быть простодушным, а ведомый — лукавым. Однако дети-лидеры чаще проявляют склонность к манипуляциям: у них больше активности и смелости, манипулировать выгодно, а нравственные ориентиры формируются позже.
Дети-лидеры чаще «Силовики», чем «Душки». Быть «Душками» обычно учатся дети-ведомые.
Дети-ведомые
Некоторые дети — ведомые с рождения. Им легче включиться в предложенное, чем самим выступать в роли организующего начала. Ведомым ребёнком управляют либо уверенные взрослые, либо дети-лидеры.
Неочевидно, что перспективы ведомых детей печальны. Они зависят от окружения. Если на них влияют ленивые и недалёкие родители, ребёнок усваивает их ценности. Если его вовлекают в компанию хулиганствующих сверстников — он следует за ними. Но если родители учат ведомого ребёнка самостоятельности и ответственности, он становится культурно развитым человеком (см. →).
Вопреки мифам, свободное воспитание и полная самостоятельность не развивают ответственность. Ребёнок, предоставленный сам себе, становится объектом любых внешних влияний. А кто отвечает за их качество?
Самостоятельность нужно давать дозированно, чтобы ребёнок справлялся с каждой «порцией». Важно обеспечить условия, чтобы в трудной ситуации он не выбирал психологические защиты или позицию Жертвы.
Один из проверенных путей воспитания самостоятельности — армейский стиль. Сначала ребёнка учат подчиняться внешним правилам, а затем передают управление в его руки.
Кажется, именно такие механизмы имел в виду Лев Семёнович Выготский, формулируя закон развития высших психических функций:
«Всякая высшая психическая функция появляется дважды: сначала как социальная (интерпсихическая), затем — как внутренняя (интрапсихическая)».
Сначала функция разделена между ребёнком и взрослым, потом «овнутряется». Сначала командует взрослый, потом ребёнок учится командовать собой.
А.Н. Леонтьев также подчёркивал:
«Генетически произвольные действия возникают скорее в социальном подчинении, чем в подчинении предметным условиям».
Леонтьев любил анекдот об офицере и денщике. Тот стонал: «Пить хочется!» — «Напейся», — сказал офицер. «Идти не хочется». Через время офицер приказал: «Принеси воды!» Денщик принёс, выпил и успокоился.
Если офицер добьётся беспрекословного подчинения, то команда «Не ленись, проявляй самостоятельность!» изменит поведение денщика — возможно, навсегда.
Ещё раз — успехов всем!
С уважением, проф. Николай Иванович Козлов
Комментарии (2):
Здравствуйте! Как объяснить такое явление? Например: ребенок, который лидирует дома, на улице ведет себя напротив очень тихо. И наоборот, тот что спокойный и даже "покорный" в семье, на улице лидирует!?