Дело-Сервис-Пустота
Дело-Сервис-Пустота - категории тайм-менеджмента, используемые для анализа продуктивности используемого времени.
Дела — собственно продуктивная деятельность, которая будет кем-то оценена и оплачена.
Например, выполнил заказ, обслужил клиента, провела урок, завершил переговоры…
Сервис — от этого вперед не продвигаемся, нам за это никто не заплатит, но без этого нельзя двигаться дальше.
Составили план дня. Поговорили с коллегой, обидевшейся на шефа, привели ее в чувство. Решили вопрос с пожарной инспекцией. Размялись, понаклонялись, восстановили затекшие спину и ноги. Еще раз пересчитали деньги. Убрали лишние вещи со стола.
Пустота — время провели, результат ноль. На деловом языке такие дела иногда называют Времяпожирателями или Времяпоглотителями, в непосредственном общении — Пустотой или Фигней.
Чем занимался вчера полчаса после разговора с шефом? — Ну, фигней…
Пустотой оказываются иногда и неконструктивные переговоры, и чрезмерно разросшиеся совещания. Чаще это компьютерные игры в рабочее время, тогда же путешествия по бескрайним просторам Интернета, затянувшиеся перекуры, неторопливые и веселые беседы за очередной чашечкой кофе — все, чем вы успешно отвлекаете себя от работы.
Кстати, вы не забыли записать это в делах вчерашнего дня? Критерий помните: более 3 минут…
Сложив все время по каждой из этих категорий, нарисуйте круговую диаграмму по использованию вами рабочего времени. Если ваш результат напоминает диаграмму №1 (соотношение 7/1/2), поаплодируйте себе, если результат склоняется к диаграмме №2 (соотношение 5/2/3), наверное, стоит что-то менять.
Анализ рабочего времени с помощью этих категорий: «Дела», «Сервис» и «Пустота» сразу дает очень красочную картину и рисует убедительные перспективы вашей жизни, когда вы ее измените.
Как можно уменьшить количество Сервиса в объеме дел дня?
- Расписав план на день, напротив каждого дела ставлю баллы. В конце дня подвожу итоги – считаю баллы. Работаю так, чтобы сегодня было больше баллов, чем вчера.
- Во время поездки в транспорте просматриваю почту (Интернет в телефоне есть), новые задания в проекте «Хозяин эфира», также отвечаю на сообщения.
- Регламентирую свои текущие дела: «Я пишу учебную работу 50 минут, потом перерыв 10 минут», «Я выполняю задание по Редколлегии 50 минут, потом перерыв 10 минут», «Я провожу эмпирическое исследование 50 минут, потом перерыв 10 минут». По истечении данного времени я работу прекращаю вне зависимости от того, сделала я запланированное или «медитировала» на диплом, например. «Ваше время истекло, госпожа!»
- Во время 10-тиминутного перерыва в конце каждого часа я делаю небольшие, но важные дела Сервиса: вытираю пыль, поливаю цветы, мою посуду, звоню маме и бабушкам.
- Во время ожидания городского транспорта калибрую людей, отрабатываю подстройки (выполняю новое учебное задание).
- Заранее продумываю маршрут, чтобы охватить все зоны обслуживания (аптека, электротовары, продуктовый магазин).
- Беру в работу упражнения Дистанции «Цели и задачи ближние», «Цели года» и ежедневно сопоставляю свои цели с учетом времени.
Что можно сделать, чтобы список целей соответствовал списку дел:
- Выбросить пустоту – лента в ВК, фильмы просто так – фигню и пустоту вон из моей жизни!
- По возможности сокращать время сервиса – например, уже давно на работу езжу к 7:30, дорога занимает 18-22 минуты. Если еду к 8:00, то дорога из-за увеличения количества машин занимает около 40 минут.
- Совмещать сервис с делами, которые могут работать на цели года – например, по дороге слушаю заранее приготовленные аудиокниги и материалы, работаю с упражнениями Дистанции – интонации, царственность, спокойное присутствие и т.д. Вспоминаю, что Николай Иванович во время чаепития или пробежки всегда затевает беседу, направленную на обучение людей, которые рядом с ним. Получается вроде бы и сервис, а в то же время на его Миссию это работает.
- Делать сервис качественным – например, качественный отдых (сервис) поможет качественней и энергичней заняться делом.
- Грузить детей – погладить вещи, сготовить или разогреть что-нибудь, убрать со стола, сходить за хлебом, покормить кошку – это им вполне по силам, в результате и себя разгружу и детей воспитаю более приличными людьми.
- Разгружать себя – делегировать, уметь говорить «Нет».
- Иметь подготовленные «заплатки» для времени – во время вынужденного ожидания заняться чем-то заранее подготовленным как раз для ожидания – книга в телефоне или в сумке.
- Совмещение занятий из списка «Сервис» - например, позвонить маме вечером по дороге домой моя каждодневная святая обязанность.
- Занимаясь делами думаю важно давать постоянную оценку качеству того, что делаешь – насколько качественно, насколько это важно было делать именно сейчас.
- Если я начинаю впадать в поток – это сигнал того, что надо отдохнуть/сменить вид деятельности.
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Внутреннее хорошо: убираем самоедство, живем на позитиве!»
В курсе 2 части по 6 видеоуроков. Посмотреть >>