Декларация о принятии реальности: вебинар (закрытый архив)
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Жизнь несправедлива.
У твоего соседа слева абсолютный музыкальный слух, у соседа справа — мощный правый хук, сосед перед тобой — богатый красавец, а ты — бесталанный. Ну почему? Почему именно ты обделен жизнью?
А может быть, твоя ситуация другая. У тебя чудесный голос и слух, ты очаровательна, богатый муж от тебя без ума, а твой маленький ребенок — твое счастье. И к тебе приходит известие: самолет, на котором возвращались к тебе муж и ребенок — разбился. Всё, их больше нет... Почему жизнь так жестока? Почему это пришло именно к тебе?
Потому. Потому что мир несправедлив. Он никогда не был справедливым и никогда другим не будет. Одним он дает все, другим — только боль и страдание. А ваши вопрошания «Почему это пришло именно к вам?» — пустое. Если бы к вам (именно к вам) пришло крепкое здоровье, великое богатство и счастье в личной жизни (при том, что другие окружающие этого не получили), вы бы все равно возмущались: «Почему именно ко мне?». Не возмущались бы: пользовались бы и радовались. Не врите: вас волнует не несправедливость этого мира, а то, что недополучили именно вы. У вас детское недовольство: «А почему им дали, а мне нет? Так нечестно!».
Первым, кто в психологии занялся этой проблематикой, был Альберт Эллис. Его подход называется рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) Альберта Эллиса. Он говорит, что людей расстраивают не сами события, а их отношения к этим событиям. Еще точнее — мыслительные установки, верования, иррациональные верования.
Иррациональные — не основанные ни на чем, не имеющие какой-либо понятной, разумной базы.
Иррациональные верования часто формируются уже в детстве и проявляются неадекватными требованиями к себе, другим и окружающему миру. Альберт Эллис (Ellis and Harper, 1979) описывает эти верования-требования в виде трех основных «Должен»:
Все сводится к трем вещам:
- Я должен все делать хорошо (преуспевать в делах, получать одобрение окружающих и т.д.) — иначе я буду червяком.
- Все должны обращаться со мной хорошо (хорошо ко мне относиться, любить меня и т.д.) — иначе вы вошь.
- Мир должен быть легким для меня (давать мне быстро и легко то, что я хочу, быть справедливым ко мне и т.д.) — а если нет, то это ужасно.
Я этого ожидаю (требую), но платить за это не планирую, задачи добиваться не ставлю. Мне все это обещано просто так, задаром! Эти три «Должен» почти наверняка ведут не только к оценкам, приведенным выше в скобках, но и к следующим верованиям:
- Дела ужасны
- Я не могу это выдержать
- Я (или Вы) отвратительная личность.
На языке синтон-подхода я бы сказал проще: когда я не получаю того, что хочу, я по полной программе разыгрываю из себя Жертву: расстраиваюсь, возмущаюсь, обзываюсь, впадаю в ярость или в депрессию... Правда, это очень остроумно?
В РЭПТ психотерапевт работает штучно, индивидуально, обрабатывая каждое новое верования и каждый раз задавая вопрос: «А на основании чего вы думаете, что...?». Одно из важнейших положений РЭПТ — личная ответственность за свое эмоциональное состояние.
Как часто мы говорим или слышим такие фразы, как «Он меня сильно разозлил!» или «Это меня очень расстроило!». Правильнее было бы сказать: «Я себя сильно разозлил!» или «Я себя очень расстроил!». Это звучит непривычно, но так говорить вернее, поскольку мы лично несем ответственность за свое эмоциональное состояние. Эмоции не внедряются в нас каким-то магическим способом, а возникают в результате чего-то того, что мы реально делаем. В частности, во многом эмоции определяются тем, что мы сами себе говорим.
Меня никто не любит. Я не могу иметь детей — кому я такая нужна? Я никогда на это не решусь. Во всем, что произошло, виноват ты и только ты! Если с ним что-то случится, я этого не переживу!
Главная ошибка РЭПТ в том, что психотерапевт работает только с головой, с мыслями, не обращая внимание на тело. А тело — сильнее. Если возникает конфликт — радостная фраза и несчастное лицо, победит лицо. Но важно другое, сильное и позитивное начало: РЭПТ подход может убедить клиента, что нельзя и неправильно провоцировать себя на позицию Жертвы, глупо себя самого расстраивать и раскручивать. Не надо самому запускать в себе же негативную эмоциональную петлю, умнее переводить проблему в задачу, а задачи — решать!
Эта же — задачи Декларации. Декларация не лечит, она предупреждает заболевание. От негатива, ужаса и петли вас спасет не логика, а спокойное, бодрое и живое тело. Но работа с мыслями необходима, чтобы не настраивать себя на негатив!
Откуда берутся такие верования
Я хочу рассказать подробнее, кому и зачем Декларация нужна. Она нужна всем, кто когда-то был ребенком и у кого были добрые, заботливые родители. Добрые и заботливые родители по факту берут на себя два обязательства:
1) дарить ребенку радость и счастье — и 2) оберегать ребенка от серьезных неприятностей.
Отличные родители! Но в результате их забот нормальные дети привыкают к тому, что:
1) им полагаются все детские радости, полагаются просто по праву рождения, и
2) если в их жизни случается что-то плохое, то в этом виноваты родители, которые что-то недосмотрели.
И как на подобные ситуации реагируют нормальные дети? Расстройством и возмущением. Кому они расстраиваются и возмущаются: родителям. Родители, почему вы не обеспечили мне все радости, на которые я рассчитывал, и почему вы лишили меня радостей, которыми я уже привык пользоваться?
Я хочу самокат! Не даете — я буду плакать и буду несчастным. А если вы подарили мне самокат, мой самокат, а потом отняли его, то я вообще вас ненавижу! Раз вы такие, то я сделаю себя Жертвой: дуриком, беспомощным, несчастным и скандальным. И все это из-за вас!
Как ни странно, родители к этому относятся в большей части с полным пониманием и такие реакции детей разрешают. Вот дети и привыкают. Дети делают это годами, для детей это становится естественно, становится частью их характера, и когда дети взрослеют, а родители уходят из их жизни, на место Родителей встает Мир.
Взрослые дети теперь уверены, что они естественным образом имеют право на счастье, и естественным образом все серьезные неприятности должны их миновать. Рестораны, распродажи в магазинах, рестораны и дискотеки — на все это у них есть естественное право, а тюрьма, война, расстрелы, голод, пытки — что за дикость, в нашей жизни такого никогда не может быть!
Но эти дети немного перепутали: Мир — не их Родители. Родители хотели о них заботиться, а Миру до них дела нет. Если расстроиться маме или бабушке, они тебя пожалеют и киндер-сюрприз купят, если сильно-сильно расплакаться перед папой, папа сильно наказавать не будет. И что делает такой взрослый ребенок, когда жизнь встречает его неласково? Из института за неуспеваемость отчислили, любимый не стал терпеть ее вечные капризы и ушел, а папа, когда ушел от мамы, вообще перестал давать какие-либо деньги и только талдычит: «Иди работай, иди работай!». А она работать не любит и не умеет, они умеет только расстраиваться и плакать, обвиняя родителей и рассказывая о своей депрессии.
А как девушки с такой психологией строят отношения с мужчинами? Девушки, которые исходят из того, что ей все должны?
Фильм «Секс в большом городе»
При этом известно, что проводить подобную работу с иррациональными верованиями в ситуации, когда жизнь уже ударила, когда душа уже болит — немного поздно. Более эффективно и менее болезненно подобную работу проводить профилактически и комплексно, не по каждому конкретному поводу, а по всем ситуациям этого круга в целом. Декларация о принятии реальности и есть список контр-верований, которые любому здоровому человеку стоит обдумать заранее, чтобы в случае жизненных ударов быть к ним готовыми.
Неверно думать, что Декларация, как защита от душевных ран и боли, нужна только слабым людям. Известнейшие спортсмены, олимпийские чемпионы, — люди, которые умеют держать удар, — но и им те или иные варианты аналогичной работы оказывались необходимыми. Слабым людям больно от слабого удара, но ведь и сильные люди получают удары такой силы, что дополнительные средства защиты оказываются полезными.
Когда же защита состоялась, когда ваша душа в безопасности, мы переходим в другую ситуацию, где в защите оставаться уже неправильно: пора идти вперед, искать возможности стать сильным, чтобы сделать мир красивее и добрее. Итак,
Так вот, возвращаемся к Декларации.
Ваша личная судьба никого не волнует. Готовы ли волноваться за вас люди? Мало кто, недолго и не так, как вам хочется. Что касается мира в целом, то мир живет по своим законам и на вас ему наплевать. Мир не добр и никогда не обещал вам счастья. Вселенная о вас не заботится. Реальность своим жестким крылом может вас задеть в любую минуту.
Вы идете по лесу, собираете грибы — и раздавили муравья. Вы не желали муравью зла, но вы шли тропинке и муравей оказался у вас под ногами. Вот вы его и раздавили. Вы даже не заметили этого. Вот так и жизнь: жизнь идет своим чередом, но и иногда вы попадаетесь ей под ноги и кричите «За что?!». А ни за что. Для жизни вы просто никто. Вот и благодарите жизнь, что вы сегодня живы. Благодарите жизнь, что она подарила вам сегодняшний чудесный день.
Как не чудесный? Вы просто невнимательны!
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Цените, что вы имеете.
Я горевал, как только мог, из-за отсутствия сапог. «Из-за чего ты сник, сынок?» — Спросил меня старик без ног. Быть недовольным не моги, пока имеешь две ноги!
Будьте реалистами: вы всегда можете вдруг тяжело заболеть: выбирайте любую болезнь, о которой вы даже не хотите думать. Диабет, синдром беспокойных ног — и вы всю жизнь на таблетках. Радуйтесь, что есть таблетки: когда-то их не было. Благодарите жизнь, что вы эти таблетки можете себе приобрести: на самом деле, и это доступно не всем.
Когда была жива моя бабушка, я удивлялся, как она реагировала на младенцев. Она смотрела и радовалась: «Правенький!». То есть слышит, видит, все руки и ноги на месте: правенький. Значит — счастливый!
Итак, начало августа 1983 года. Мне было 26 лет, я работал в пионерском лагере руководителем авиамодельного кружка. В пересменок я забрался в столярную мастерскую, чтобы на циркулярной пиле изготовить рейки. Брусок сорвался, и рука пролетела по визжащему диску. Дальше — замедленно: вижу — ниже ладони болтается что-то окровавленное, пальцы почти полностью отрезаны. Первые свои мысли тогда хорошо помню: «Отрезал. Что потерял? — Потерял гитару, пишущую машинку и каратэ. (Кстати, ошибся — потерял только гитару). С этими потерями — жить стоит? — Стоит». Подвел черту: «Значит, надо и дальше жить счастливо».
Посмотрел, не валяются ли где отрезанные пальцы, взял порезанную руку в другую, наметил как идти и аккуратно, спокойно пошел, стараясь не потерять сознание. Иду по дороге к лагерной машине и громко, но спокойным голосом кричу: «Ко мне! На помощь! Я порезал руку!» Подошел, лег на траву и дал подбежавшим четкие распоряжения: «Два полиэтиленовых пакета и лед — быстро!» (чтобы упаковать руку в холод — я надеялся на микрохирургическую операцию). «В Москву — быстро!» По дороге я пел песни, это отвлекало и меня, и сопровождающих...
По моим впечатлениям, в той ситуации самым спокойным и здравомыслящим человеком в этой ситуации (кроме, естественно, врачей) — был я.
Запомните эти вопросы:
- Размер потери?
- Критично или нет для существования проекта? (Здесь оказалось не критично).
- Значит, проект продолжаем: живем дальше счастливо. Если бы я решил, что размер потери слишком велик и проект длить далее смысла не имеет, я мог бы этот проект закрыть. К смерти я отношусь спокойно.
Возвращаясь к той ситуации: микрохирургии на меня не хватило, врачи пришили мне почти все, но кое-как и скорее для красоты. Всерьез живых осталось только два пальца из пяти.
Как я проснулся на следующий день? С любопытством: все это, про отрезанные пальцы - приснилось мне или нет? Увидел себя в больнице и понял — ничего не приснилось. В больнице делать было особенно нечего, и я снова стал писать стихи.
Про рок
В больницу эту, хил и слаб,
Едва живой я притащился,
И мой спаситель эскулап
В халате белом мне явился.
И он к груди моей приник,
Зачем-то снял кардиограмму,
Теперь он ей пугает маму,
А я к такому не привык.
И он мне в вену шприц вогнал,
В другое место клизму вставил,
Таблеток целый килограмм
Зачем-то проглотить заставил.
Вонзил укол, издавши клич,
И у меня отнялись ноги.
И врач с улыбкой, словно боги,
Диагноз сделал — паралич.
Как труп, на койке я лежал.
И глас врача ко мне воззвал:
«Вставай, больной, и будь в движеньи,
Ты испытал больничный рай,
Славь медицины достиженья
И больше к нам – не попадай!».
Любопытно: с врачами и медсестрами в любой больнице я всегда дружил, потому что очень уважаю их труд и все рекомендации выполняю неукоснительно, а вот с больными именно в этой больнице отношения сложились холодные. Большая часть больных там были «позвоночники»: колясочники, у которых был поврежден позвоночник и парализованы ноги. Как правило, это были бывшие парапланеристы, которые любили риск, скорость, высоту и адреналин, а теперь, когда параплан их сбросил на землю, все их основные интересы завязались вокруг выпить и жаловаться на жизнь. В то время два моих друга уже погибли, в разное время, но оба на мотоциклах, и я с тех пор сказал себе, что с любителями рисковать своей жизнью мне не по пути. Но кроме колясочников-пьяниц, там были очень достойные люди, но они не могли мне простить, что я и в больнице вел вполне спортивный образ жизни. Да, я отрезал пальцы, а ноги и все остальные у меня было целые, вот я и устраивал там тренировки, садился на шпагат и отрабатывали удары ногами. А гуманистов это возмущало: тут люди с парализованными ногами, и видеть мои тренировки — наверное, для них это психологическая травма. Но хочу рассказать скорее другое: мне врач сказал, что если пришитые пальцы станут оживать, это будет достаточно болезненно. Так вот: как вы думаете, что я переживал, когда в какое-то утро я почувствовал острую боль в ладони этой руки? Как же я был счастлив!
Парадокс — и острая боль может быть источником радости!
Стать инвалидом, встать перед близкой смертью – это естественно. У меня может не случиться своих детей, я могу детей вдруг потерять, и, сколько бы я ни заработал, в любую минуту жизнь может у меня это отнять. Мир может отнять у меня все.
Как бы достойно вы ни жили, в любую секунду вы можете потерять все, что вам дорого. Как к этому относиться? Как к тому, что этот мир такой, он вас знать — не знает и лично о вас он не заботится. Не удивляйтесь его новостям и поворотам. Будете на такой мир сердиться — миру от этого не будет ничего, а себе вы этим жизнь попортите. Зачем?
Другого мира у нас для вас все равно нет. Надеюсь, вы уже привыкли к переменчивости этого мира? Тогда — улыбочку!
Да, если вы очень-очень хотите жить в мире не абы каком, а справедливом, вам никто не запрещает такой мир создавать самостоятельно. Мы полностью ЗА. Но пока с вас расписка: «В существующем мире жить готов, претензий и возмущений не имею. Жить хочу!».
И ваша подпись:
- Мир несправедлив и никогда не брал обязательств быть справедливым. Как бы достойно я ни жил, в любую секунду я могу потерять все, что мне дорого. Мир так устроен: лично обо мне он не заботится. Но я о мире позаботиться могу. Если я буду справедлив, в моем окружении справедливость появится, и я буду стараться, чтобы ее становилось больше с каждым днем.
Твои шарики, которым ты посвятил всю свою жизнь, могут рассыпаться в любую минуту.
Почти всю свою жизнь Зигмунд Фрейд ощущал себя бедным евреем. И только последнее десятилетие своей жизни, когда он создал свое учение — психоанализ, он приобрел мировую славу и очень большие деньги. Он достиг всего, о чем мечтал. Но в Германии пришли к власти фашисты, и Фрейду пришлось оттуда бежать. А через несколько лет его врач сообщит ему, что от курения у него рак горла. Пришли невыносимые боли, и Фрейд попросил врача помочь ему завершить эту жизнь.
Мир не добр и никогда не обещал мне счастья. Я могу вдруг тяжело заболеть, стать инвалидом, встать перед близкой смертью – это естественно. У меня может не случиться своих детей, я могу детей вдруг потерять, и, сколько бы я ни заработал, в любую минуту жизнь может у меня это отнять. Мир может отнять у меня все. Но я благодарен миру, что был рожден в этот мир и что мне было здесь подарено так много... И если я кого-то сделаю счастливым, кому-то помогу, я хотя бы для кого-то сделаю этот мир лучше. Для меня счастье, когда я могу подарить этому миру красоту и радость.
Кто такая Агнес Бояджиу?
Вы много-много раз слышали об этой женщине, вы восхищались ею, она всегда была для вас воплощение мужества и безоглядной самоотдачи. На вам всегда называли её не настоящим именем, а её псевдонимом. Вы не знали её настоящего имени…
А еще вы никогда не подозревали, что она писала прекрасные стихи. Почитайте пока её стихи, а потом я скажу вам, кто эта великая женщина.
Люди неразумны,
Нелогичны и эгоцентричны.
Тем не менее, любите их.
Если вы будете делать добро,
Люди обвинят вас в скрытых мотивах.
Тем не менее, делайте добро.
Если к вам придет успех,
У вас появятся фальшивые друзья
И истинные враги.
Тем не менее, пусть к вам придет успех.
Добро, которое вы делаете,
Будет забыто завтра.
Тем не менее, делайте добро.
То, что вы строили годы,
Может быть разрушено в одну ночь.
Тем не менее, стройте.
Люди в самом деле нуждаются в помощи,
Однако те, кому вы помогаете,
Могут наброситься на вас.
Тем не менее, помогайте людям.
Отдавайте миру самое лучшее, что у вас есть,
И вы будете избиты.
Тем не менее, отдавайте миру самое лучшее,
Что у вас есть.
Эту великую женщину вы знаете как Мать Терезу.
Скажите, если это стихотворение вы повесите у себя перед глазами и будете его перечитывать, оно как-то повлияет на то, как вы реагируете на жизненные ситуации?
Если да, то вспоминайте это стихотворение почаще!