Родительская требовательность вызывает у ребенка протест?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
То, что родительская требовательность необходима, разумные люди понимают, однако у многих есть оправданное опасение: Не вызовет ли требовательность родителей негативный результат в долгосрочной перспективе? Основания для беспокойства — есть: нередки случаи, когда дети, выйдя из-под родительской опеки и давления, пускаются «во все тяжкие» . На первый взгляд это кажется логичным: требовательность — это давление, давление вызывает протест. И когда дети выходят в самостоятельную жизнь, они начинают наверстывать все, что раньше для них было под запретом и нарушать все, что им внушали родители.
Да, случается, что дети, вырвавшись от родительской семьи, как будто забывают то, чему их учили! Они перестают заправлять постель и ходят с утра нечёсаными, начинают поздно ложиться и поздно вставать, питаться на ходу бутербродами и увлекаться телевизором...
Можно ли этого избежать? — Да, конечно. Нужно понять, что у этого явления две разные причины.
Первая причина этого вовсе не в детском протесте, а в еще недостаточном освоении ими хороших семейных традиций и в нехватке поддержки, необходимой детям, чтобы придерживаться прежних привычек. Детям могут нравиться семейные традиции, но без привычной родительской опеки у детей может не получиться придерживаться семейных правил.
Известно, что привитие любого навыка происходит в три этапа. Вначале родители обучают детей и заражают своим примером. На втором этапе дети выполняют все под присмотром взрослого, который подсказывает и напоминает как правильно. И только на третьем этапе нужные действия ребенок выполняет самостоятельно.
Пока дети рядом с родителями, они встают и ложатся вовремя, поскольку есть родители и есть привычная атмосфера семьи, где все происходит давно заведенным порядком. А когда родители уходят из жизни детей, дети лишаются этой организующей их атмосферы и этой поддержки. Когда дети уезжают от родителей, оказываются в другом окружении или в отсутствии окружения, то им уже никто не напомнит, что нужно ложиться вовремя, что нужно заниматься делом, нет тех, кто с утра их зарядит на зарядку и посадит за уроки. И в отсутствии окружения, которое поддерживает и организует их одним своим присутствием, программа сбивается, у детей не хватает сил организовать то, что они делали с родителями. Они ведут себя по-другому не из-за протеста, а и-за нехватки поддержки. И если организуется среда, которая им помогает, они с благодарностью это принимают.
В нескольких известных мне семьях родители договаривались с детьми следующим образом:
«Давайте обсудим, какие из наших общих семейных традиций вы хотели бы сохранить в вашей жизни. Во сколько считаете правильным ложиться? Во сколько вставать? (и так далее обсуждаются все важные пункты). Какие из этих пунктов у вас получится выполнять легко? А где, думаете, у вас будут сбои? (пункты обсуждаются). Хорошо, предлагаю помощь: каждый день вечером перед сном ты шлешь мне смс, где хвалишься о том, что режим дня ты держишь. Ну и хорошие слова нам с мамой вы можете написать, будем рады!»
Однако в других, более проблемных семьях, есть и другая причина проблемного поведения детей после того, как дети получают самостоятельность и свободу от родительских требований. Если дети 15 лет нехотя шли по понуканию родителей чистить зубы, то, уехав от родителей, они зубы чистить уже не будут. Почему? Да, что они 15 лет делали это НЕХОТЯ.
Расшифруем: они не просто идут чистить зубы, а делают это с недовольным лицом и внутренним (а то и внешним) бурчанием. Делают зарядку подчеркнуто лениво и недовольно... Какой же навык по факту они воспроизводят и укрепляют каждый день? Они ежедневно укрепляют навык недовольства чисткой зубов и утренней зарядки, они ежедневно закрепляют нежелание это делать, день за днем формируют привычку не хотеть это делать.
Видео: Если детьми командовать весело, они против этого вовсе не возражают. Дети любят весело! Фильм «Твои, мои и наши».
И что же делать в таких случаях? Мы дадим рецепт, но им могут воспользоваться не все, а только умные, веселые и мудрые родители. А мудрые родители не просто отправляют ребенка чистить зубы, а следят, чтобы ребенок делал это весело и бодро. То есть для лучшего результата нужно не снижать требовательность к ребенку, а поднимать ее, расширяя до требований правильного формата. И тогда у вас — всё получится!
В хороших семьях дети гордятся своими родителями, они хотят быть такими умными и сильными, как отец, и такими красивыми и добрыми, как любимая мама. И все, что требуется от родителей в подобных семьях — быть любящими, заботливыми и требовательными, чтобы повзрослев, дети им сказали: «Спасибо, родители! Вы не только нам улыбались, вы еще нас учили».