Черновик
Предисловие от редакции
Эта инструкция вызывает у меня и восхищение, и протест одновременно.
Восхищение: потому что работа проделана громадная. Потому что это работа умная и ответственная. Потому что такие документы может писать мама, которая очень любит своих детей.
Протест: потому что если бы няней был я, то если бы мне предъявили такие требования, я бы сразу отказался. Или застрелился. Очень много требований. Слишком много требований. Господа, берегите нянь, они тоже люди!
Отдельные замечания по воспитанию детей. Кажется, что в этом разделе мы слышим маму, которая обожглась на плохих нянях и теперь готова запрещать няням всё. Если прежняя няня (возможно) постоянно кричала на детей, их дергала и пинала, теперь здесь ставится требование никогда никогда вообще не повышать на детей голос, нельзя ребенка потянуть, высказать ему недовольство...
Почему? Ребенок не хрустальный, разговаривать можно и нужно с ним так, как вы разговариваете со взрослыми. Если мне не нравится поведение ребенка, нормально ему свое недовольство высказать. А нередко - и необходимо. Если ребенок ведет себя дурно, а у меня лицо довольное - какое я ему сообщение посылаю? Продолжай, дорогой, в том же духе?
Запрещено насильственное принуждение ребенка к чему-либо... Ну нереалистично это! А если ребенок на дорогу выбегает или палкой другого ребенка бьет — только увещевать его: «Не надо!»?
Впрочем, если у вас золотые, прекрасно воспитанные дети и подобные трудные случаи по взаимодействию с ним невозможны, то, действительно, такие установки от родителей вам вполне подойдет и вы с ребенком всегда обо всем договоритесь спокойно и мирно.
Итого: громадная благодарность прекрасной маме Марине Джулай за этот документ, читайте его, но не берите ничего, не примерив к своей ситуации. Помните, что у вас другие дети и своя голова на плечах!
Инструкция для няни
Общие организационные моменты
- Придите за 10 минут до назначенного времени (чтобы спокойно переодеться и помыть руки). Если вы опаздываете, предупредите об этом — у родителей могут быть планы/назначены встречи.
- Возьмите с собой сменную чистую (спортивную) домашнюю одежду (брюки/футболка) и одежду для прогулок.
- Следите за чистотой одежды! Если вы оставляете одежду на работе, меняйте ее каждую неделю (в зависимости от посторонних запахов), желательно иметь сменный комплект, если ребенок вас испачкает.
- ВАЖНО: ногти короткие, ГИГИЕНА — отсутствие посторонних запахов (ПОТ, духи). Не ставьте родителей в неудобное положение — делать вам замечание.
- К обсуждению: режим дня, питания, ограничения по диете, надо ли давать какие-то лекарства/витамины, места для прогулок, телефоны родителей, куда вы можете сложить свои продукты, чистите ли ребенку зубы, подстригаете ли ногти, какие книги читать, смотрит ли ребёнок мультфильмы и если да, то какие и когда.
- Соблюдение режима дня — ответственность няни. Режимный ребенок — спокойный и довольный ребенок. Родителям важна уверенность, что у няни все под контролем и четко организовано по времени, без дерганий и напоминаний.
- Разберитесь с местом для игр. Если кто-то ещё отдыхает — выясните по звукоизоляции, можно ли шуметь. В комнату родителей заходить постучав, также не допускать, чтобы ребенок забегал туда, если дверь закрыта.
- Все свое внимание необходимо направлять на ребёнка, не отвлекаясь на посторонние разговоры с другими людьми в доме. Даже если вам кажется, что родитель расположен к общению — ваше основное дело и задача — это ребёнок. Родители ищут не собеседника, а няню.
- В течении дня ведите переписку. Присылайте общие фразы — «всё в порядке, идём гулять», фиксируйте тезисно план дня, отмечайте, чему ребенок научился, чем был занят, а также значимые отклонения от режима и самочувствия.
- Следите, чтобы ваш телефон был всегда на тихом звонке (вибрации) и в зоне доступа.
Правила семьи и этика воспитания
- Основной приоритет — это безопасность (не создавайте угрозы жизни, здоровью и психике ребёнка).
- В случае признаков недомогания у ребенка сразу звоните маме.
- Когда Вы уходите на технический перерыв (туалет, обед), ребенок должен находиться в безопасном месте в остальное время в поле вашего зрения.
- Ни при каких обстоятельствах на ребенка нельзя повышать голос, кричать, бить, трясти, тянуть, щипать или толкать. В общении с ребенком строгость допустима только на словах. Насильственное принуждение к чему-либо, высказывание недовольства, грубость в общении недопустима.
- Спорить с родителями и их решениями запрещено. Вы помогаете воспитывать по нашим правилам, даже если у вас свое мнение и опыт. Никогда не обсуждайте с ребенком его родителей и их действия.
- Ребенок смотрит на мир глазами взрослого. Учите личным примером. Для ребенка Вы образец оптимизма и стабильности. Старайтесь в любой ситуации искать прежде всего плюсы и показывать их ребенку. Негативные моменты переводите в позитивное русло.
- У ребенка должна формироваться уверенность, что няня — помощник и наставник, а не надменный начальник. Строгие границы должны быть только в тех вещах, которые категорически недопустимы. Если что-то нельзя, запрещаем не словами «я так сказала», а — «такое правило». И все.
- В общение с детьми ценится доброжелательность и уважение к личности маленького человечка. Чувство юмора, терпение и перевод в игровой формат спорных ситуаций всегда выручают. Раздражение, назидания и нравоучения — повод для конфликта. Чувствуете, что устали — организуйте детей самостоятельной игрой, возьмите небольшую паузу, но не выплескиваете на детей свою усталость.
- Очень плохо оцениваются разговоры в негативной форме, жалобы, обсуждения, возмущения и критика
- Фразами «делай то-то» результат от малыша не получить. Даже если повторять их много раз. Это повторение «стенке», которые воспринимаются как негатив и давление. Только личный пример и помощь, где уместно.
- Когда необходимо добиться конкретного результата лучше говорить прямыми утвердительными фразами «сейчас у нас время кушать/спать/гулять/идти домой».
- Ребенка не следует «вдруг» выдергивать в неожиданный для него момент и требовать результата. Предупреждаем и проговариваем, что сейчас будем делать (но не более 3х вещей за раз), объясняем последовательность действий. Пример — Мы придем на площадку, поиграем, я предупрежу, когда пора домой, у тебя будет еще 3 минуты доиграть, а после мы радостно и без каприз уходим. Если ребенок все же заигрался можно ставить будильник на эти 3 дополнительные минуты и предупреждать, что когда прозвенит звонок, то мы точно уходим. Такое правило, так мы договорились.
- Не перекладывайте решения и ответственность на ребенка тупиковыми фразами, на которые ребенок может ответить — «неть». Пример — «Давай пойдем сейчас гулять?», «Может ты уже снимешь свои штаны?»
Можно применить хитрость с иллюзией выбора «Ты будешь кушать прямо сейчас или через 5 минут? Ок, тогда поставлю будильник и ждем, когда он прозвенит». - Ребенок уперся и капризничает — просто переключите внимание ребенка на что-то другое.
- Строгий запрет на любые запугивания (злой тетей, дядей, бабайкой, волками, мамой с папой, которые будут недовольны или расстроены, страшными последствиями для ребенка или няни, что с таким никто не будет дружить, ты останешься один, а я уйду без тебя и т.д.).
- Если нам сейчас нужен результат (одеться на прогулку) важно проявить максимум вовлеченности в ситуацию, такта и доброжелательности. В маленьком возрасте дети не могут мыслить абстрактно, внимание рассеяно и быстро переключается. Дети лишены усидчивости. Такие сложные для малыша действия как поесть, одеться, раздеться, почистить зубы нужно делать ВМЕСТЕ с ним, на период обучения действуя его руками как своими (накрывая их сверху), но ни в коем случае не талдычить «ну сколько можно повторять, одевайся» ожидая реакции. Вместо этого подойти на уровень глаз малыша и сказать — сейчас мы будем одеваться, вовлечь ребенка в этот процесс и не уходить пока не сделаем.
- Учите ребенка ответственности, не навязывая чувство вины и стыда. Помогайте понять взаимосвязь между действиями ребенка и результатом. Не заставляйте формально просить прощения, а направляйте мысль ребенка в русло «как теперь исправить ситуацию?»
- Исключайте фразы, которые могут даже неосознанно «программировать» ребенка, прививая ему комплексы и неуверенность в себе, например: «Ну сколько можно тебе повторять, ты что глухой/слепой/больной/ и т.д. «Если ты не будешь делать то-то, то тогда ты останешься голодным/ худым/ маленьким/ глупым и пр.». Избегайте сравнений.
- Оценивайте не ребенка и его действия, а говорите о своих чувствах и от своего лица: Не «ты неряха и хулиган», а «мне не нравится, когда ты разбрасываешь игрушки», не «ты меня расстраиваешь», а «я расстраиваюсь когда», в идеале «я радуюсь, когда ты хорошо кушаешь», «смотри как здорово, ты быстро оделся, я очень рада».
- Важно помнить, что ребенок невзрослый и равный няне человек, постоять за себя или ответить на равных не может. Не гнобите и не опускайтесь на уровень интеллекта малыша. Вы учите своим примером. Некорректно и непрофессионально «обижаться» на ребенка, давить авторитетом или манипулировать его переживаниями: «ну раз если ты так, то я тогда тоже буду/не буду ...», «Ну тогда не буду с тобой водиться», «я уйду, а ты оставайся один», «ты меня обидел, и я больше к тебе не приеду», и т.д.
- Не обсуждайте с посторонними людьми быт, уклад и распорядок семьи. Кто во сколько приходит, что делает и т.д.
- Не вмешивайтесь в возможные семейные ситуации и не давайте им свою оценку.
- Если с ребенком хотят пообщаться родственники, по согласованию оставьте наедине.
- Помните, что часто семьи имеют камеры наблюдения и каждый ваш шаг фиксируется на видео. Дорожите своей репутацией.
- В любых ситуациях мама всегда на связи. Не уверены, как лучше поступить — всегда можно спросить или уточнить. Есть вотс-ап, можно туда любые вопросы, пожелания и предложения.
Игры
- Игры с ребёнком должны быть по его желанию, но по вашему направлению. Во время игр ставьте себе цель рассказать что-то новое, привить какой-то навык. Вы не просто проводите время, вы обучаете ребёнка. Однако вопросы религии — оставьте для родителей. Вы учите только основам.
- Детям нужно время и пространство для самостоятельного познавания мира (организованная деятельность). Если малыш заинтересовано играет сам и не просит помощи, займите себя иным, но держите ребенка в поле зрения/наблюдения.
- Всегда давайте ребёнку возможность самому осознать свои чувства и эмоции и возможность попробовать что-то сделать самостоятельно! Даже если это неправильно и Вам хочется сразу научить. Сперва пробует сам. Затем вы показываете «еще один вариант».
- Чередуйте развивающие игры и занятия в течении дня. Обучение — не одно только чтение вслух. Есть много интересных развивающих пособий и игр. После занятий совместно сложить все на место.
- В доме есть правило: «Если хочешь взять новую игрушку, сперва нужно убрать на место предыдущую». Приучайте детей к аккуратности и как складывать игрушки «каждую в свою коробочку».
- Периодически проводите совместную ревизию игровой. Если вещи сложены вперемешку, это не порядок, а только видимость. Рассортируйте.
- Ещё одно правило: Игрушками не дерутся! Ссора из-за игрушки, игрушку забираем.
- Правило стоп. Начинается ссора. Не кричим и не дерёмся, а говорим стоп. Решаем спокойно.
- Если считаете нужным, Вы можете предложить купить ту или иную книгу, развивающие игры или методики. По согласованию, можете купить сами, принеся чек. Если что-то требуется — своевременно обращайте на это внимание.
- За каждую обиженную моську, на капризы и нытье не по делу говорим — попался и 3 веселых приседания вместе.
Чистота и порядок — крайне важны!
- Наша семья очень чистоплотная и аккуратная. Мелкие бытовые вопросы — няня на подхвате.
- Не допускайте, чтобы маме приходилось убираться за няней.
- Помните, что Вы не должны стать новой заботой родителей, ведь вы их помощь.
- В общих зонах не оставляйте разбросанных вещей — сразу убирайте на место (даже если никого нет дома). Перед уходом на прогулку/перерыв на еду/купание и т.д. — сперва уберите все по местам. Особенно вечером, когда домой возвращается папа. Все игры желательно в детской.
- Детская гигиена. Ребенок не должен ходить грязным или описанным. Подгузник проверять не реже чем каждые 2 часа или, если наполнен раньше, то раньше.
- Разберитесь с одеждой ребёнка: где домашние, а где уличные вещи. В течение дня складывайте вещи аккуратно.
- Грязные вещи необходимо отнести в построчную.
- Описанные трусики/штаны сперва прополоскать в тазике и повесить высохнуть прежде, чем кинуть в грязное белье
- Грязную уличную одежду после прогулки, очистить от грязи и пески или закинуть в стирку (уточните как пользоваться стиральной машиной).
- Детскую обувь после прогулки вымыть (идеально в тихий час либо после вечернего укладывания)
- Приветствуется вовлекать в бытовую рутину детей — они вполне могут «помочь» загрузить грязные комбинезоны в машинку после прогулки, нажать кнопку старта, присоединится своим детским веником к подметанию пола, донести тарелку до раковины и т.д.
Питание
- Заранее обговорите про ваше питание. Уточняете какой кружкой можно пользоваться на случай, если в семье у каждого своя посуда.
- Обед и ужин няне приносят из кафе. Также вы пользуетесь оговоренными общими продуктами (чай, сахар, соль, крупы). Остальное по вашему желанию, вы можете привозить с собой и складывать в отдельный контейнер в холодильнике.
- Питаться желательно в отдельное время от родителей, но совместно с детьми.
- Няня готовит еду детям из «разрешённых» продуктов. Список продуктов прилагается отдельно. Продукты вне списка, детям давать нельзя (даже чуть-чуть попробовать).
- Стремитесь кормить детей разнообразно и вовремя. Одна и та же каша день — это вариант не на каждый день. Чередуйте.
- Во время кормления нужно быть рядом, следить, чтобы ребёнок не поперхнулся. Освежить знания оказания первой помощи.
- Если видите, что-то заканчивается, уведомите об этом маму.
- Все крупы перед приготовлением обязательно хорошо промывать, в идеале замачивать минут на 15. С фруктов и овощей удалять шкурку, предварительно вымыв.
- После еды, на кухне оставить порядок, посуду — помыть или загрузить в посудомойку, пол под стульями, столом и детским стульчиком (если в других местах намусорили, то там тоже) — пропылесосить. В случае необходимости, протереть тряпкой для пола (лежит под раковиной). Детский стульчик оставить чистым со всех сторон (внутри тоже). Тряпку для стола прополоскать.
Прогулки
- Перед прогулкой подгузник меняем на сухой.
- Помните, что основной приоритет безопасность! Не подпускать собак, даже маленьких. Гулять только на площадке. Не ходить под зданиями, во избежание падения сосулек и декора зданий. Пешеходный переход — только за руку! Избегать нерегулируемых пешеходных переходов.
- На детской площадке не оставлять ребенка без присмотра/внимания. Не переохлаждать, следить, чтобы ребёнок не потел и не ходил мокрым или описанным.
- Не использовать время прогулок для решения личных вопросов, не ходить в гости, по магазинам, домой и пр.
ОТЧЕТ
Отчет по правилам
Внедрено = выполняется без напоминания
Старт = пробуем внедрять, объясняю, напоминаю каждый раз
В процессе = напоминания раз через раз
Есть ошибки = чаще выполняется без напоминания
2/3 — ориентировочный старт — месяцы
Правила |
Статус внедрения |
Правила поведения дома |
|
|
В процессе |
|
Есть ошибки |
|
Есть ошибки |
|
Есть ошибки |
|
Есть ошибки |
|
В процессе |
|
Есть ошибки |
|
Есть ошибки |
|
Есть ошибки |
|
Старт |
|
Есть ошибки |
|
В процессе |
|
В процессе В процессе
Есть ошибки Есть ошибки
|
|
В процессе
В процессе |
|
Есть ошибки |
|
Начало: 05/06 |
Правила поведения на улице и в общественных местах |
|
|
Есть ошибки |
|
Есть ошибки |
|
Есть ошибки |
|
Есть ошибки |
|
В процессе |
|
В процессе |
|
Есть ошибки |
|
06/08 |
|
В процессе |
|
Есть ошибки |
|
В процессе |
|
08/09 |
|
Старт |
|
В процессе |
|
05/06 |
Правила поведения с другими людьми |
|
|
Есть ошибки |
Что было хорошего Кому помогла |
Старт |
|
Есть ошибки |
|
В процессе |
|
Старт |
|
В процессе |
|
В процессе |
|
Старт |
|
Старт |
|
В процессе |
|
Начало: 05/06 |
|
Старт |
|
Начало: 05/06 |
|
Начало: 05/06 |
|
В процессе |
|
В процессе |
|
В процессе |
|
|
|
Старт |
|
06/07 |
|
Есть ошибки |
|
Есть ошибки |
|
Есть ошибки |
|
Есть ошибки |
|
В процессе |