Американская система образования
Общество и семья
Общество
В США идеал — это общество, уважающее культурные различия и обеспечивающее равенство всех культур. Американцы не без гордости заявляют, что их «сила — в многообразии».
Для американцев превыше всего равенство возможностей (но не путать с равными условиями для всех).
Американцы глубоко уважают тех, кто чего-то достиг в жизни, начав с нуля и одолев немало трудностей на пути к успеху. При всем том с куда меньшим почтением они относятся к административной элите, наделенной привилегиями по должности. Так что любой американец, будь то хоть сам президент или последний нищий, должен встать в общую очередь и убрать со стола, прежде чем что-нибудь перехватить в закусочной.
Американские понятия «группа» или «команда» отличаются от того, как эти слова понимают в коллективистских странах. Отдельные лич¬ности используют принципы общности и для достижения собственных целей. Если данная команда перестает служить целям отдельной личности, значит, пора выходить из нее У чрезмерного индивидуализма есть и обратная сторона. Например, американцы только и знают что судиться друг с дружкой или с государством.
Для большинства американцев труд — понятие наиглавнейшее, поскольку именно он служит мерилом всех ценностей и достоинств человека. В Америке любая, даже самая рутинная механическая работа в почете. Для многих американцев труд — самоцель: целеустремленность и самосовершенствование вполне заслуживают награды в виде зарплаты или пенсии.
Американцы почитают мораль как абсолютную истину. Даже вопросы политического значения рассматриваются гражданами с этической точки зрения. Кстати, возможно по этой причине в Америке такие понятия как мораль и закон очень близки по сути.
Американцы предпочитают не пассивно следить за ходом событий, а влиять на них Мания контролировать все и вся касается и времени. Время — деньги, а значит, им вполне можно управлять, его можно точно так же тратить, лишь бы не впустyю. Адвокатские конторы ведут счет на минуты, телефонные компании — на секунды, а местные телеканалы новостей кичатся тем, что за одну минуту могут объять весь мир.
Американцы — очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни.
Семья
Американцы стали вступать в брак гораздо позже, чем прежде (мужчины, в среднем, — в двадцать восемь лет, а женщины — в двадцать шесть). Половина браков заканчивается разводом. Треть американских детей рождается вне брака. Больше половины американцев живут — или оказываются — в «смешанных» семьях, с приемными детьми или родителями.
В семьях с обоими родителями равенство полов распространяется между супругами как на работу, так и на хлопоты по дому. Вместе с тем растет число семей, в которых муж и жена хоть и работают, но из них только кто-то один помышляет о продвижении по службе, равно как растет и число семей с папашами-домохозяевами.
Дети
Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе — неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, — совершенно обычная картина.
В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно — чтобы дети поиграли вместе.
Бабушки в США как правило, не обременены заботами о внуках. Дети — это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься.
Дошкольное воспитание
Семья
Американская семья — живое воплощение демократии. Американские родители на каждом шагу советуются со своими чадами, обсуждая с ними разные вопросы. Детей сызмальства приобщают к семейным делам, чтобы и они могли сказать свое слово, например, какие булочки или спагетти сгодятся сегодня на обед или куда податься отдохнуть — во Флориду или в Калифорнию. Американские дети, в отличие от своих зарубежных сверстников, чуть ли не с пеленок привыкают самостоятельно решать, что есть, во что одеваться и чем скрасить досуг.
Можно спорить и с родителями, и с учителями. Для индивидуалистов-американцев это всего лишь форма выражения собственного мнения и активного восприятия того, что слышишь, равно как и способ утвердиться в своих правах.
Трудовой этике детей обучают с малых лет. Путь к ней обычно начинается с помощи в работе по дому, за что ребенок получает вполне заслуженное вознаграждение (карманные деньги); продолжается этот путь, когда мальчуган подрабатывает почтальоном, а девчушка — сиделкой, ну а вытекает все в первый самостоятельный поход в магазин или ресторан. Впервые купив на свои собственные деньги бутылку лимонада в придорожной палатке, ребенок, из какой бы семьи он ни был, в первый же раз вкушает прелесть финансовой независимости.
Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) не сильно беспокоят американских родителей.
Наказывать ребенка физически запрещается строго-настрого. «Пускай в ход слово, а не руки», — так принято в Америке.
В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.
Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.
Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить. Впрочем, существует профессия беббиситтеров — людей, не обладающие квалификацией (потому, их труд более дешев), сидящие с детьми, но не воспитывающие их.
Ясли (nursery) в США тоже существуют. Но это — частные коммерческие заведения, и содержание ребенка в них может стоить больше, чем оплата услуг бэбиситтера. В яслях и детских садах с детьми играют, (в том числе в развивающие игры), гуляют, их кормят, укладывают спать — одним словом, обеспечивают уход. Но обучение как таковое начинается только в подготовительном классе (kindergarden) при школах.
Особенности системы образования
Система образования
Государственной системы образования, как таковой, в Америке не существует. Хотя школы финансируются в основном за государственный счет, в каждом штате имеется местный выборный совет по делам образования — он разрабатывает учебные планы и ведает школьным обучением. Единых стандартов в системе школьного образования не существует — их качество зачастую зависит от местожительства, которое выбирает семья.
Содержание и объем материала, который предстоит постигнуть школьнику (как, впрочем, и учебники, и другая печатная продукция, предназначенная для использования в классе), уточняются в школах самими преподавателями. И тут уж остается уповать на образованность, профессиональную квалификацию и ответственность учителя.
Высшее образование платное и достаточно дорогое. Во многих семьях папы с мамами начинают копить деньги на колледж еще до того, как их чадо — он или она — выговорит первое слово. Многие студенты обеспечивают себя сами — подрабатывают во время учебы или же берут ссуду на обучение. А значит, по окончании колледжа или университета их ждет не только диплом, но и тяжкое бремя долгов (существуют образовательные кредиты).
Школы
Учебный год пpодолжается в амеpиканской школе 170–186 дней; дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день — 5–6 часов (с 8.30 до 15.30). Учебный год, как пpавило, делится на семестpы.
В систему образования США входят:
- дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3–5 лет;
- начальная школа (1–5 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6–11 лет;
- средняя школа (6–8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 11–13 лет;
- высшая школа (9–12 классы) в которой обучаются дети в возрасте 14–17 лет;
- ВУЗы
Средние школы бывают разных типов:
- академические
- профессиональные
- многопрофильные
В многопрофильной школе, начиная с 9-го класса, существуют различные отделения (профили). Наиболее pаспостpаненные из них:
- академический
- общий
- коммерческий
- индустриальный
- сельскохозяйственный
Академический профиль дает образование, достаточное для поступления в вуз.
В начале девятого года обучения все учащиеся подвергаются тестированию на определение коэффициента умственной одаренности. Если он окажется ниже 90, то учащимся нецелесообразно учиться на академическом отделении, и им лучше выбрать какой-нибудь практический курс. Профессиональные профили готовят ученика к непосредственной практической деятельности. Так, на индустриальном профиле половина учебного времени отводится на работу в школьных мастерских или же в гараже. Объем общего образования на этих пpофилях значительно сокpащен. Отделение общей подготовки, напротив, дает общие знания, но в объеме, недостаточном ни для поступления в вуз, ни для выбоpа опpеделенной пpофессии. В последнее время оно подвергается жесткой критике.
Таким обpазом, закончив сpеднюю школу, учащиеся фактически имеют совеpшенно pазличную подготовку.
Кpоме госудаpственных школ, система обучения включает в себя сеть цеpковных и частных учебных заведений, в котоpых обучается около 14 процентов всех школьников. Цеpковные школы содеpжатся pелигиозными оpганизациями, и вся учебно-воспитательная pабота в них пpонизана pелигиозным духом. Возможен и вариант обучения на дому.
Ежегодному тестированию подлежат студенты всех типов школ (публичных, частных, домашних), начиная с 3-го класса и вплоть до окончания. По результатам теста оценивается работа школы и курирующего ее совета по образованию. Эти результаты являются основными показателями при проведении конкурсов на лучшую школу штата и страны, что в конечном итоге определяет объемы финансирования той или иной школы на последующие годы.
ВУЗы
Американская система высшего образования представляет собой трехступенчатое формирование.
- Первая ступень завершается получением степени бакалавра
- вторая — мастера (магистра)
- третья — докторской степени, что именуется здесь латинским термином Philosophia Doctore (PhD).
Система приема в колледж США максимально упрощена. Здесь нет никаких приемных или вступительных экзаменов. Зачисление в колледж осуществляется по результатам специального общефедерального теста на интеллектуальные способности выпускников (SAT, Scholastic Aptitude Test) и среднему баллу оценок по основным предметам (нечто вроде среднего балла аттестата школы). Тест сдают, как правило, в 11-м или в самом начале 12-го, выпускного класса школы. И уже по окончании первого полугодия 12-го класса — т. е. даже не дожидаясь окончания школы — выпускник рассылает заявки в интересующие его колледжи.
В дополнение к самому тесту студент пишет эссе, которое, будучи обязательным дополнением к SATу, направляется в приемные комиссии колледжей вместе с результатами тестов. Эссе задумано как аналитическая автобиография, которая призвана дать представление о ценностях и идеалах абитуриента. Впрочем, эссе редко имеет решающее значение — поэтому к содержанию сильно не придираются.
Каждый колледж имеет свои собственные правила приема, которые обычно сводятся к определению минимальных баллов (как по тесту на интеллектуальные способности, так и среднего балла аттестата), необходимых для поступления. Чем лучше колледж (по качеству обучения, по контингенту обучаемых, по квалификации профессорско-преподавательского состава и т. д.), тем выше минимальный балл.
Качество колледжа — весьма конкретное и объективное понятие, оно определяется по ряду существенных показателей и критериев на общенациональном уровне. Причем первенство определяется не только на уровне колледжей или университетов, но также и по конкретным дисциплинам, направлениям, научным центрам и т. д.
Считается, что если ученик лучший в классе, то даже если он, учась в более слабой школе, имеет знания или навыки несколько хуже, чем кто-то другой, оказавшийся в лучших для обучения условиях, его установка на успешность и привычка быть лучшим будет способствовать его развитию и создавать ситуацию необходимости интеллектуального роста и движения вперед. Еще одна характерная особенность приемной активности колледжей состоит в том, чтобы заполучить как можно больше спортивно одаренных студентов. Университетский спорт в США почти профессиональный. Все крупные колледжи и университеты имеют свои спортивные команды, которые участвуют в национальных состязаниях, защищая честь не только университета, но и штата, а часто и целого региона.
Колледж призван в определенной степени преодолеть ограниченность школьного образования и дать азы общекультурной, общегуманитарной подготовки, которые не смогла дать школа. Поэтому в первые два года обучения в колледже студент, как правило, проходит обязательные общеобразовательные курсы. Стyденты выбирают себе «основную» специализацию на третий год в процессе общего четырехгодичного курса обучения.
В американских колледжах принята своеобразная система аттестации студентами качества преподавания. В конце каждого семестра студенты оценивают преподавателя и его курс, анонимно отвечая на составленный кафедрой или факультетом вопросник относительно курса и его содержания, методов преподавания, его эффективности и т. д. Студента просят оценить курс и деятельность преподавателя по пятибалльной системе. Эти результаты учитываются при аттестации преподавателя. Они непосредственно сказываются на карьере профессора: от них зависит, получит ли он бессрочный контракт, будет ли повышен в должности и т. д. Иногда такое положение приводит к перекосам: когда преподаватель начинает заигрывать со студентами или когда студенты начинают требовать себе высоких оценок.
Абсолютное число курсов преподается в форме лекций. Семинар как форма обучения почти отсутствует.
Для большинства студентов обучение в вузе заканчивается с получением ими степени бакалавра. Лишь порядка пятнадцати-двадцати процентов студентов продолжают свое обучение в магистратуре, и только пять-семь процентов из них идут в аспирантуру, по окончании которой им присваивается степень PhD, или доктора наук.
При подготовке мастера, ситуация значительно меняется: количество студентов в группе уменьшается больше чем вдвое, и даже при отсутствии официальных семинаров преподаватель вправе изменить формат занятий по своему усмотрению. Цели этого этапа обучения — привить студентам навыки исследовательской работы, научить их мыслить аналитически, творчески подходить к решению научной задачи. Это особого рода выучка, которую студенты приобретают, работая в студенческих лабораториях, конструкторских и проектных бюро, в процессе написания научных докладов и статей, т. е. будучи вовлеченными в активную исследовательскую деятельность под руководством профессора, выступающего в качестве ментора.
В США имеется только одна ученая степень, именуемая здесь докторской. По существу она является эквивалентом нашей степени кандидата наук и присваивается по окончании аспирантуры и представлении текста диссертации.
Принципы обучения в школе
Начальная школа Когда ребенку исполняется 5 лет, он поступает в подготовительный класс.
В государственных школах обучение в нем бесплатное, как и все учебные принадлежности — ручки, карандаши, фломастеры, тетрадки, пластилин.
Особый упор в учебном процессе делается на те приемы, которые возбуждают интерес и желание участвовать — обучающие игры, в том числе подвижные, рисование и изготовление поделок, разучивание песенок, стихов, считалок. Считается важным развивать детскую фантазию и воображение. Для этого малыши могут "сочинить" книжку в картинках, а затем рассказать ее сюжет товарищам и воспитателю.
Под наблюдением воспитателя дети ухаживают за растениями, регулярно поливают их, взрыхляют почву и делятся с классом своими достижениями. Малыши также могут наблюдать за личинками бабочек и кузнечиков, собирать коллекцию красивых камушков.
В школах регулярно устраиваются костюмированные представления, утренники и сценки, на которые в качестве зрителей всегда приглашаются мамы и папы.
Как правило, в конце учебного года на торжественной линейке директор школы персонально благодарит особо отличившихся волонтеров из числа родителей, вручая им памятные значки и подарки.
Хаpактеpным для начальной школы является комплектование классов по способностям учащихся. Малышей, котоpые только что пpиступили к занятиям, делят на гpуппы в соответствии с pезультатами тестов. Тесты пpедставляют собой сеpию pазличных заданий, котоpые pебенок должен выполнить за опpеделенный пpомежуток вpемени. После опpеделения «ай-кью» появляются гpуппы А, В и С — «одаpенных», «ноpмальных» и «неспособных» и обучение диффеpенциpуется. Со способными ведутся сеpьезные, насыщенные занятия с довольно высокими тpебованиями к знаниям учащихся. Эти дети оpиентиpованы на колледж> уже с пеpвых лет обучения в школе.
Средняя школа
В 8-м классе появляется система выбоpа пpедметов.
Каждый обязательный учебный предмет обычно дробится на более мелкие курсы. Особенно это характерно для больших средних школ, где количество таких мелких делений может составлять 20–30 дисциплин. Для получения диплома об окончании средней школы, выпускникам достаточно получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель.
Тест — это важнейшее звено американской системы обучения. Сдача теста рассматривается как основная цель самого процесса обучения. По существу, весь учебный процесс нацелен на натаскивание школьника на тест, на привитие тех навыков, без которых сдача теста будет невозможной. Как результат — из школьной программы элиминируются все ненужные предметы (или они преподаются в минимальном объеме).
Неизбежность тестирования по ряду определенных предметов стимулирует изучение именно этих предметов, и лишь в том объеме, который необходим для сдачи теста.
Учеба по существу сводится к тому, чтобы зазубрить, заучить какой-то минимум материала, чтобы успешно сдать тест. Весь остальной объем материала, в том числе и те предметы, которые не подпадают под тест, оказываются на периферии внимания и усилий школы.
Практически все тесты в американских школах и вузах проводятся в письменном виде. Устные экзамены как таковые не существуют, и первым серьезным устным тестом для молодого американца является интервью при устройстве на работу по окончании колледжа.
Текущая система образование приводит к тому, что по окончании школы знания у детей достаточно фрагментарны. Что-то знают хорошо, но полно пробелов и нет системы.
Принципы воспитания в школе
Американские дети любят школу.
Учитель не идол для поклонения — а скорее сотоварищ в учении.
С помощью системы школьного и семейного воспитания детям стараются прививать чувство независимости и уверенности в себе, а также умение самовыражаться. Этот идеал внушают детям начиная с детского сада — в процессе игры «покажи-ка — расскажи-ка!», помогающей ребенку обрести самоуверенность и самоуважение в разговоре с воспитателем или учителем о том, что ему нравится больше всего и чего он добился сам. В данном случае упор делается не на механическое запоминание, а на то, чтобы учить детей самостоятельности, прививая им умение искать, анализировать и находить выход из того или иного положения самостоятельно.
Чувство независимости воспитывается пocтeпенно — на освященных временем традициях, равно как и чувство ответственности. Детей с шестилетнего возраста приучают оставаться в гостях на ночь. Школы, общественные и частные организации предоставляют детям возможность отправиться на выходные в путешествие и провести лето в лагере отдыха. Высший знак независимости — собственные «колеса». Во многих штатах подросткам разрешается водить автомобиль с шестнадцати — семнадцати лет. Вождение считается делом настолько серьезным, что в большинстве американских школ даже ввели специальные водительские курсы.
Американцы придают большое значение воспитанию патриотизма. Даже в подготовительном классе каждый день занятия начинаются с хорового прочтения "pledge of allegiance", клятвы на верность Соединенным Штатам.
Подход американцев к сексуальному воспитанию и вопросам пола во многом определяется наследием пуританской морали. Соответствующий курс занятий входит в учебные планы общеобразовательных школ, однако его посещение — факультативно, и родители вправе отказаться от того, чтобы их ребенок присутствовал на подобных уроках. Очень много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.
Детей приучают быть законопослушными гражданами и следить за тем, чтобы их товарищи тоже были законопослушными. Принято доносить и это считается нормальным.
Американский детский коллектив отличается удивительной терпимостью. Ситуации, когда над детьми смеются или издеваются сверстники, крайне нехарактерны. (Но если уж случаются, то мало не покажется.. Каждый год в американских школах происходят какие-то трагедии).
Специфика структурирования американской школы состоит еще и в том, что как состав класса, так и закрепляемый за классом учитель меняются здесь каждый год. И происходит это вовсе не оттого, что в силу мобильности американцев ученики мигрируют из школы в школу и из класса в класс. Перед началом каждого учебного года школа сознательно переформировывает классы, чтобы сделать их примерно одинаковыми как по половому и расовому составу, так и по уровню подготовки, знаний, навыков и поведения учеников.
Традиции и праздники
4 Июля. Главный американский праздник знаменует подписание Декларации независимости Соединенных Штатов, состоявшееся 4 июля 1776 года. В этот день американцы дружно облачаются в звездно-полосатые наряды и отмечают рождение своей нации. Любая тряпка — от футболки до скатерти — пестрит красно-бело-синими расцветками. Домочадцы и друзья, собравшись вместе, выезжают на семейно-дружеские пикники с неизменным барбекю под песни, танцы и фейерверки. Хот-доги, гамбургеры, воздушная кукуруза и яблочный пирог — все идет в рот, только успевай жевать.
Канун дня Всех святых — 31 октября. В этот день в благопристойных загородных домиках заводятся привидения, скелеты, колдуньи и все обрастает паутиной. Малыши, подростки, юноши и девушки наряжаются кто во что горазд — кто в кровожадных страшил, кто в героев любимых мультиков или кинофильмов. Ряженые бродят от дома к дому, играя в «кошелек или жизнь», и получают от хозяев выкуп — конфетами, а взамен обещают не докучать им разными шалостями. Взрослые тоже хороши: и они не упускают случая позабавиться и осуществить свои бурные фантазии — наряжаются в костюмы и маски разных политиков и знаменитостей и, точно дети, испрашивают милости у всяких там вурдалаков да призраков.
День Благодарения — последний четверг ноября. Застолье в День благодарения стало национальной традицией.
Другое
Я думаю, этот небольшой рассказ вызовет у читателей улыбку.
В штате Флорида Кэт и Харланд Барнард, родители 17-летнего Бенджамина и 12-летней Кит, объявили забастовку в связи с тем, что их дети не помогают им по хозяйству. По словам 45-летней К.Барнард, она и ее 56-летний муж испробовали все методы, чтобы заставить детей вести себя как следует: плакаты воспитательного содержания, лишение карманных денег, консультации у психолога. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало то, что Бенджамин не предложил матери помочь скосить траву на газоне, хотя ей только что сделали операцию. Неделю назад родители установили перед домом палатку и несколько лозунгов, один из которых гласит: "Бастуют родители". Спят они на надувных матрасах в палатке, едят барбекю и заходят в дом только для того, чтобы помыться в душе. Дети живут в доме, едят то, что приготовят себе сами из замороженных полуфабрикатов. За противостоянием отцов и детей наблюдает местная полиция, учителя и работники социальных служб. Местные стражи порядка три раза приезжали к дому Барнардов, но не пытались вмешаться. 17-летний Бен не очень доволен забастовкой и вниманием прессы. Однако его сестра говорит, что понимает родителей и намерена исправиться, передает Би-би-си.
Полагаю, этот случай скорее исключение, чем правило, но достаточно хорошо отражает дух американского воспитания и некоторые его перегибы.
Ссылки
Комментарии (9):
Прочитайте внимательнее текст, здесь указаны не только минусы, но и плюсы американского образования
Кто автор статьи? - нужно указать источник