Амели с Монмартра
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Одри Тату живет в этом фильме как Амели Пулен. А это как? Как живет Амели Пулен? «Амели» — это волшебный, улыбчивый и грустный фильм. О чем? Предлагаю посмотреть и подумать вместе.
Тебя заметят?
Муха двигала крылышками, делала свои 14670 взмахов в минуту, а её вдруг раз — и раздавили. Для неё каждых взмах крылышками был событием ее жизни, но людям до этого не было дела. Они просто ехали на машине, и никто не думал ни о каких мухах, даже из семейства мясных. Для мухи это — трагедия, но муха для людей — никто. Муха маленькая, поэтому ее нет.
Люди также трепещут своими крылышками, для них каждый взмах их крылышек — это событие, но сильно ли они отличаются от нашей мухи? Если кого-то из них раздавят, это будет трагедия для их близких и родственников, но для большой жизни — они никто, они — мелкие многочисленные мухи. Пока ты маленький человек — ты муха. И это фильм, в частности, о жизни маленьких людей. О мухах.
Не грусти
Мужчина вернулся с похорон друга, и стирает имя умершего из записной книжки. Для него это — событие. Но кто делает этот момент из жизни — событием? Большим, трудным, больно переживательным событием? Он сам. Только он сам. Делает это лицом, воспоминаниями, возвращением в воспоминания. Он имеет право на эти переживания — но если вдруг вы предпочитаете другие переживания, вы также можете стать их автором.
Рождение Радости
Рождение Амели: ничего очаровательного, пузырик слился с пузыриком, и вот родилась будущая красавица. Кто она: очередная муха? Кем она будет: только мухой или кем-то побольше?
Творчество
Ребёнок балуется, ребенок творит. Ребёнок делает события из ничего, из пустоты, из ерунды. От творит себе события радостные, яркие, удивительные, и его жизнь становится богатой и насыщенной. Это потрясающее умение — делать события из пустоты.
Можно просто хлопать по ушам, можно отдирать клей от пальца или выдувать колечки. Это пустота, но это весело, и это может занять целый день. Дети умеют так творить радость вокруг себя, а взрослые в это время думают, чем себя занять, и тоскуют. Идут на работу, ругаются, и тоскуют. Они грустят, что их жизнь пуста, но для того, чтобы наполнить свою жизнь радостью, от жизни не нужно ничего: нужно просто твое умение и желание наполнять свою жизнь радостью.
Лицо интроверта
Отец Амели — человек вот с таким лицом. Как вы думаете, какие у него шансы с таким лицом — любить, с таким лицом быть счастливым, быть внимательным? Легко ли с таким лицом быть любимым? У него очень характерное лицо интроверта — человека, обращенного в себя. Он не смотрит на мир, он не видит людей и реальность — он живет только внутри себя. С этой точки, все интроверты — не вполне здоровые люди. Здоровые люди — те, которые смотрят на вас и обращены к реальности.
Что любит и не любит Рафаэль Пулен
Кто что любит и кто что не любит…
Это потрясающая режиссерская находка: долгий разговор на тему кто что любит и кто что не любит. Разговоры и разборки «люблю — не люблю» — одна из самых типичных детских тем, любимое занятие любого ребенка. Рассказы: «Вот это я люблю, а вот это я не люблю!» — прекрасный способ зарядить взрослых на то, что бы они вокруг что-то делали, обслуживали и суетились. То, что я люблю — делать надо, а то, что я не люблю, делать не надо. Это способ управления взрослыми, и дети делают это постоянно. А как живут взрослые? Взрослые не рассказывают, что они любят, а что нет. Они либо делают то, что им нужно и что будет их радовать, либо — не делают. И все. А рассказы на тему что я люблю, а что не люблю — признак детскости взрослых людей. И вот этот человек со своими «люблю — не люблю» — это просто состарившийся ребёнок.
Счастье
Что любит этот человек? Отдирать обои, ставить ботинки… Посмотрите: этот человек счастлив. Но: вы пожелаете другому человеку такого счастья? Правда ли тогда, что главная цель человеческого существования — такое счастье? Я думаю, что такое счастье — фигня, а человек с таким счастьем — муха. Само по себе «счастье», «просто счастье», целью жизни никаким образом не является. Какое-то счастье — да, какое-то — нет. А вот какой тип счастья и какой тип жизни может быть целью жизни — это разговор уже другой и более серьезный.
Главная задача женщины
А еще «люблю — не люблю» классно привлекает к тебе внимание. Вот какая главная задача женщины? — Привлекать к себе внимание. Если мне просто все нормально, я хожу, как дура, и никто на меня не смотрит. А если мне что-то не нравится, на меня будут смотреть все. А я на них даже не посмотрю, и тогда стану еще более уважаемой.
А то что мне нравится, я обязательно буду делать сколько хочу. Потому что ведь — мне же нравится?
Еще один большой ребенок: мама Амели. Она тоже что-то любит, а что-то не любит, и для нее это очень серьезно. А насколько серьезны для вас ваши «люблю — не люблю»? Если вы посмотрите на себя со стороны, вы не такая же мадам Пулен? Вы не из этого же детского сада?
Искренность манипулятора
Рыбка выпала из аквариума, девочка кричит. Что сейчас делает девочка? Девочка переживает, то есть стоит, вокруг себя ничего не делает, только делает себе плохо и активно привлекает к себе внимание: «Мне плохо, займитесь моими проблемами!». Девочка сейчас привлекает внимание и манипулирует. Она действует: добивается от взрослых, чтобы было сделано то, что она хочет и так, как она хочет. И она будет кричать так до тех пор, пока родители не послушают её и не сделают то, что она хочет. Все переживания детей — манипуляции.
При этом Амели — переживает искренне, она переживает всем телом и всей душой. Искренность и манипуляции совершенно не исключают друг друга: лучшие манипуляции делаются самыми искренними людьми. Амели переживает, она кричит, и родители послушно суетятся.
Мама решила «Хватит!»
Девочка кричит, родители на нее работают: всё в порядке. Дети — прекрасные организаторы! Амели криком командует: работайте больше, быстрее, сделано еще не все, я еще не довольна, не успокоилась. Впрочем, включается мама: теперь она тоже переживает, только в отличие от Амели она не организовала себе зрителей: зрителей у нее нет. Раньше у нее были зрители: ее родители, она привыкла им переживать, и сейчас, даже когда переживать уже некому, она переживает никому, просто — по привычке.
Хорошо поплакать
Родители мстят: они выкидывают аквариум, из-за которого столько хлопот, и рыбку, из-за которой так орала дочка. Мама думает, что теперь дочка переживает, а дочь думает, чем бы ещё заняться. Если давно не плакала, можно и поплакать. Когда по щекам текут слезки, это нежные и тонкие ощущения, это щекотно и приятно грустно. Кроме того, если не плакать, то взрослые могут начать ругаться, а если поплакать, то потом они пожалеют, будут утешать и что-нибудь купят.
На крыше
Как рано дети начинают мстить взрослым? Понаблюдайте: многие еще до того, как научились ходить. Надо поставить взрослых себе на службу, а для этого пригодятся и улыбки, и широко раскрытые радостные глаза, и горькие мстюльки.
Что касается взрослого дяди, беседующего с телевизором, то это очевидно сумасшедший. А также рядовой зомби из великой Армии зомби Голубого Экрана. За такое зомбирование у нас никто не преследует и даже платят деньги.
Самоубийца
Самоубийца. С крыши падает человек Падает человек, которому плохо. Я бы сказал, что самоубийцы и те, которым плохо, это в первую очередь эгоисты, люди думающие только о себе. Если ты будешь думать только о себе, то рано или поздно тебе будет плохо. И когда ты будешь прыгать с крыши, то ты не будешь думать о других. Или даже точнее, ты им хочешь сделать больно. Ты думаешь только о себе, а другим ещё желаешь нехорошего. Никакой порядочный человек не станет несчастным (он не имеет на это право, у него куча дел и обязанностей), плюс он никогда не станет самоубийцей (ведь это значит создать огромные хлопоты для окружающих, хотя бы для тех, кто хоронить будет). О похоронах хотя бы позаботился, самоубийца? Деньги припас? Фига. А в этом сюжете самоубийца падала, убивала себя, о других не думала, да ещё упала и на маму. Убила маму. Самоубийцы ни фига ни о ком не думают. Это отъявленные эгоисты. И если такие самоубийцы себя с земли убирают, то как к этому относиться? Может, и в этом тоже проявляется мудрость природы?
Интроверт
Чем папа отличается от той самоубийцы, которая прыгала с крыши? Только тем, что более труслив и менее решителен. Он также мало о ком заботится и мало кого любит, и в этом мире его никто не интересует, кроме его самого. Он интроверт, человек погруженный в себя: то есть тот, кто не хочет нагружать себя заботой об окружающих, кто не хочет ничего делать для жизни. У этого здорового мужчины есть подрастающая дочка, нуждающаяся в его внимании, тепле и заботе, а кем занимается он? Он занимается заботой об умерших, то есть заботой о себе и своих чувствах. Это красивое прикрытие — жить собой и своими воспоминаниями. Жены нет, но есть память о ней, и он обслуживает свою собственную память.
Официантка
Амели стала официанткой. Чем она отличается от той мухи, которую, не заметив, раздавила какая-то машина? Она не верит всерьез, что может в жизни сделать что-то большое и серьезное, она не ставит всерьез таких задач. Официантка — это шестерка, расходный материал. Уйдет одна — поставят другую, и никто этого не заметит, ни для кого это не станет событием. Амели — потрясающе талантливый человек и очень красивая женщина, но какой она выбирает путь в жизни? Путь мухи, путь шестёрки, путь ничего.
Нищий
Нищий чувствует себя комфортно, он ощущает себя уважаемым и приличным человеком. Думаю, со временем создадут еще специальные психотерапевтические службы, чтобы у нищих не создавался комплекс неполноценности, чтобы нищие не переживали ощущение ущербности. Ты не любишь работать, ты привык жить за счет добрых людей, но чтобы тебя не расстраивать, тебе сформируют глюк, что ты приличный человек. А если объективно посмотреть на тебя: кто ты, как не паразит? В свое время, в 1705 году Петр 1 велел нищих ловить, бить батожьем и отправлять на каторгу, а с тех, кто подаст милостыню, приказал взыскивать штраф в пять рублей.
Поговорили…
Отец Амели — это мертвый человек. Он умер уже при жизни: он никого не видит, ничего не слышит, живет только своими внутренними глюками. Если бы ему хоть что-то было дорого, кроме себя, если бы он хотел что-то в жизни сделать — он бы он вёл активную, бодрую жизнь и что-то, скорее всего бы, делал. Мужчины, которые ведут активную жизнь, дольше сохраняют себе здоровье, а те, кто замыкаются в себе — чахнут и вянут. Оживлять такого человека, как это пробует (и ведь делает!) Амели — невероятный подвиг, мало кто из лучших психотерапевтов смог бы такую задачку решить. Амели ее — решает. Аплодисменты ей! Только вопрос: а надо ли было его оживлять? Во имя чего? В него ли ей нужно было вкладываться?
Вынырнуть из сказки
Амели умеет не только придумывать Сказку из ничего, она умеет и выныривать из привычных Сказок. Каждый кинофильм — это мощнейшая сказка, это затягивающий гипнотический поток, а Амели умеет выныривать из потока и посмотреть на жизнь со стороны. Талантливая она, однако!
Создать Сказку
Чем отличается сексуальный контакт Амели с мужчиной от её телесного контакта с фасолью? К фасоли, кажется, она сочинила свою если не
Сказку, то собственную веселушку, а к мужчине — нет. И тогда контакт с фасолью оказывается для Амели интереснее. Большая любовь живет только Большой Сказкой, без своей Сказки любовь оказывается мелким развлечением на уровне бросания камешков.
Стеклянный человек
А как бы себя чувствовали вы, если бы вам врачи сказали, что с этого дня вы неизлечимо больны, в любой момент можете физически рассыпаться, и поэтому обязаны жить в строгой изоляции от жизни?
Для вас это — трагедия, вы не смиритесь с этим и будете пытаться жить прежней жизнью, все равно выходить к людям, на улицу, на работу? Но представь, что перед тобой появился волшебник и рассказал: «Ты тоже волшебник, но больной. Раньше ты, как и я сейчас, мог летать. А теперь ты болен. Теперь ты вынужден и будешь до конца жизни ходить своими ногами по этому грязному асфальту. Неужели ты смиришься с этой жизнью без полёта? Неужели тебя не тянет рисковать и пробовать полетать? Пробовать жить той прежней жизнью, которая была тебе так близка когда-то, так ярка и интересна? Если да, то подойди к балкону и отправься в полет!» … Прыгнете с третьего этажа? Не надо ненужного романтизма. Самоубийство — это всегда самоубийство, как бы красиво оно ни было оформлено.
Принцесса Диана
Принцесса Диана погибла, Амели переживает. Что? Что для нее случилось? Её жизни это как-то касается? Все переживания по этому поводу являются красивой пустой игрушкой. Нечем человеку занять себя — он будет переживать. Человек занят делом — он не будет переживать, он будет заниматься делом. А вот Амели — чем себя занять? А вам есть чем себя занять?
Ругань, как танцы
Кто сказал, что ругаться — это плохо? Эта семейная пара переругивание сделала привычным и, похоже, приятным способом проведения своего досуга. Они ругаются, как танцуют.
Ползунок
А ваше внимание привлёк бы такой персонаж? Ну, кто-то ползает под автоматом. Вы обратите на него внимание, этот человек достоин вашего внимания, этот человек вашего уровня?
Один из моих друзей сказал, что для него «свои» — это его конкуренты. Это люди его уровня. А его родственники — это не его уровень, и поэтому они ему не «свои». А кто «свои» для Амели? Тот, кто ползает под автоматом, это её человек. Для Амели вот это её уровень. Шестёрки — ее уровень.
Как его зовут?
Когда сотрудник спрашивает у шефа разрешение уйти с работы раньше положенного времени, шеф обычно интересуется, каков объем выполненных работ и как будет отработано время отгула.
Хозяйка этого кафе спросила Амели не про ее рабочие обязанности, не про работу. Она спросила: «Как его зовут?» Её интересуют люди. Её беспокоит судьба Амели. А на месте шефа, про что зададите вопрос вы?
Тайничок
Тайничок — это Тайна. Дети любят Тайну, потому что верят в Чудо. А Чудо — Очень Большая Халява…Но тайничок, это еще и Мечта о Настоящей жизни. Дети всегда мечтают в жизни что-то сделать, что-то в жизни изменить.
У меня будет машина, дом, много всего, жизнь будет сказкой, я эту сказку получу, я эту сказку сделаю. Они еще, может быть, не знают «как» это сделать, но они чувствуют, что если они это сделают, их жизнь состоялась, жизнь удалась. Этот тайничок, склад их детских сокровищ — это не просто их собственность, их первое «мое», это еще овеществление их мечты о том, что в жизни все может быть и жизнь может быть прекрасной.
Человеческое общение
Соседка — прирожденный лидер. Амели пришла к ней с прямым вопросам, но соседка не станет отвечать ей на ее вопросы (надо больно!), соседка жестко встраивает ее в свой сценарий и рассказывает, какой она несчастный и обиженный жизнью человек. Соседка коммуникабельна, но собеседника не видит в упор: Амели ей нужна только как инвентарь, чтобы напоить себя вином и привычно пожаловаться на жизнь. Хозяйке этой квартиры — одновременно яркий, талантливый лидер, и пустышка, занимающаяся только обслуживанием самой себя. Интересно, а Амели через 20 лет будет сильно от нее отличаться?
Полная беспомощность
Творческая задача. Мужа нужно поднять до уровня иконы, до уровня Бога, чтобы еще раз пропереживать свою божественную любовь, и тут же и одновременно с этим опустить его, чтобы обосновать, почему она теперь может только страдать, пить вино и чахнуть. Столько энергии, фантазии, и всё впустую!
Отдать коробочку
Строго говоря, всё, что должна была сделать Амели, это передать найденную ею принадлежащую человеку коробку.
Это можно сделать просто и открыто: подойти, улыбнуться, поздороваться, передать. Вместо этого Амели крутит ему мозги и играет ему на нервах. Вопрос: это злобная манипуляция? Или Амели умница, которая умеет делать жизнь яркой, делать событие — событием?
Утрата иллюзий
Эта коробочка из его детства — чего здесь больше? Память о детстве, которое всегда счастье? Или обвинение, что он свою жизнь профукал.?
Ребенком он что-то хотел, на что-то надеялся. Были мечты, были планы и ожидания от жизни. Не получилось. Иллюзии утрачены. Сегодня у него небритая физиономия, усталость и следы неумеренного употребления алкоголя… жизнь прошла мимо.
Шарики
Кто бы знал, что в жизни есть победа? Что есть поражение? Если вы к чему-то стремитесь, если вы этого добьётесь, может быть в этот вечер, когда вы будете праздновать, вас собьёт очередная проезжающая мимо машина?
Которая бы никогда вас не сбила, если бы вы как раз то сокровище не получили… Не было бы ужаса рассыпающихся шариков, если бы перед этим не было восторга распирающих от шариков карманов. Всерьез — никогда нельзя быть уверенным, что эта победа есть действительно победа. И что это поражение не есть на самом деле твое спасение. Философ ко всему относится легко.
Шарики рассыпались
Сказка и Реальность. В реальности, шарики это только давящий на ногу груз в кармане. В реальности выигрыш всех шариков — это очень неоднозначное отношение к тебе всех остальных сверстников. Если просыпались шарики, то в реальности надо зашить карман. Но это все — в Реальности. А люди живут — в Сказке. И в личной сказке этого мальчика просыпавшиеся шарики — это крах, это вселенская трагедия и ужас, когда остаётся только умереть.
Коньячку
Ну что же, вот и еще один повод выпить. Раз Ангел-Хранитель о нём позаботился…
Пока от удивительного Чуда, сотворенного Амели, произошло только одно: — дополнительный выпивон. М-да.
Сложно сделать настоящее Чудо!
Счастье Слепого
С другой стороны, это изнасилование: она ворвалась в его жизнь, потащила в неизвестную сторону, набивала без спроса посторонней информацией… Но делала это красиво, энергично и с любовью. А, как известно, «красиво проведенное изнасилование называется романом». Браво, Амели!
Наверное, это счастье: счастье Амели и счастье Слепого. Энтузиазм, свобода, доверие, интерес к миру и много солнца!
Осчастливим папу
Амели в голову пришла мысль переделать папу. Но поговорить с папой не случилось, кроме того, похоже, это просто ни к чему не приведет. И тогда ей в голову пришла мысль…
Она сломала то, что так любил папа (надгробие мамы), и с помощью этого инвентаря запустила очередную манипуляцию: намеренное скрытое вмешательство в жизнь другого человека.
Я готов за это выразить Амели свое восхищение. А вы?
Месть Зорро
Амели всех любит, а лавочник — нет. Поэтому она его возненавидела и стала сживать со свету. Обычно эти эпизоды, когда она издевается над ним, вызывают у аудитории фильма максимальный восторг.
А у вас?
Ее подлянки лавочнику — не просто манипуляции. Это больше: намеренное вредительство с явным нарушением законодательства.
И как оцениваете это вы, добрые люди? Это входит в ваш кодекс чести?
Вы просто слепой!
А вот как это сделать? Если действовать эффективно — надо действовать скрыто и нечестно. Заморочить мужику голову, начав с обвинений и тихих укоров, вздохнуть устало…
Противники манипуляций, вы осудите Амели? А если вдруг нет, то вы останетесь противниками манипуляций?
Амели — творец и умница. Она ставит задачу соединить любовью двух одиноких людей — хорошо!
Озадачила
Теперь озадачиваем другую сторону.
Сплошь манипулятивные техники: игра на жалости, создание транса через растерянность, игра иллюзией очевидности (сядьте здесь, посмотрите сами…), привлечение внимания к «Куда он смотрит?», заставляя гадать в нужном направлении.
Этому нужно учить людей? Или нужно отучать их от этой гадости?
Обрабатываем общественность
Внушение действует лучше всего, когда идет отовсюду: значит, надо обработать и общественность.
Продавщицу газет поймали на крючок любопытства, потомили показным безразличием, снова заставили гадать, потом в нужном месте гадания кивнули и, как с сообщницей, сверкнули глазками. Все, утка пущена.
Амели сознательно вводит людей в заблуждение, скрыто добиваясь своих целей. Ваши нравственные оценки ее деятельности?
Итоги
Пока — все.
Собственно фильм «Амели» вы сможете посмотреть самостоятельно, тем более что он достоин этого.
А что мы успели разглядеть в тех фрагментах, которые я предложил вашему вниманию? Мыслей много, главные из них следующие —
Родившись, мы живем как дети:
- ни о чем не заботимся, уверенные, что за нас позаботятся другие,
- заставляем близких заботиться о нас, включая несчастные эмоции,
- развлекаем себя тем, что нам интересно.
Далее часть детей переходит в другой образ жизни, образ жизни Взрослых людей, а часть детей так детьми и остается. А через несколько десятилетий благополучно стареют, так и продолжая оставаться детьми.
- Действительно, а почему бы и нет? В детстве о нас заботились родители, дальше заботится гуманное общество. Есть возможности!
Взрослый — это, конечно, скучнее. Это ответственность, а не развлечения; планирование, а не легкая спонтанность; учет последствий, а не сладкое «нравится — не нравится», это работа и вообще нужно постоянно думать.
Тебе подарили детство — радуйся и играй, это подготовит тебя к Большой Жизни. Но если ты, набрав года, остался Ребенком — ты остался только мухой. Никем.
Так что, похоже, не совсем правда: «Нельзя делить людей на больших и маленьких, на более стоящих и менее. Все люди обладают равным достоинством!» — Нет. Тот, кто пошел в жизни по более легкому пути, себя не повзрослел и не построил, а то и просто опустился и спился — им одна цена, а тот кто уважал в себе Человека, свою жизнь делал более ответственно и стал человеком полезным не только для себя, но и для других — цена такому человеку другая. Большая.
«Счастье — высшая цель человеческого существования!» — Да, счастье, но не всякое счастье. Счастье безответственного ребенка — одно счастье, счастье творчества — другое, счастье отомстить — третье, счастье супружества — четвертое… Итак, на будущее думаем конкретнее: не всякое счастье нас будет манить и радовать.
Еще расхожий тезис: «В жизнь чужих вам людей без их согласия вмешиваться нельзя, даже с благими побуждениями». С возмущенным продолжением: «Кто дал вам право решать за другого человека, что ему нужно?» — Амели решает за других, чужих ей людей, и вмешивается в их жизнь, причем достаточно радикально. Когда вы видите конкретно, как и зачем делает это Амели, у вас такой же нравственный протест, как и при абстрактной постановке задачи?
Ну, а что касается темы «манипуляции: за и против», то Амели — манипулятор сверху донизу, и одновременно добрый, милый и талантливый человек. За это мы ее и любим!