Джордж Бонанно
Статья в разработке
Большое количество людей, которые прошли через травматичное событие, например, узнали о своей неизлечимой болезни, потеряли кого-то из близких или столкнулись с сексуальным насилием, не только продемонстрировали удивительную выносливость, но и смогли наладить качество своей жизни после этого опыта. Ричард Тедеши и Лоуренс Калхоун назвали такой феномен постравматическим ростом.
Как показывают исследования, почти 70% взрослых хотя бы раз в жизни сталкивались с травматичными событиями, но симптомы ПТСР развиваются только у 20%.
Положительные психологические перемены, развившиеся в результате столкновения со сложными жизненными обстоятельствами, проявляются следующим образом:
- более высокая удовлетворенность жизнью;
- осознание ценности близких отношений;
- более активное проявление альтруизма и сочувствия;
- обретение новых возможностей или целей в жизни;
- лучшее понимание своих личностных достижений;
- духовное развитие;
- творческий рост.
Исследование Бонанно показало, что психологическая устойчивость лежит в основе человеческих реакций на горе и травмы. Открытие Бонанно способности к восстановлению опровергает то, что было предположением статус-кво о переживании горя и травм человека на Западе со времен Зигмунда Фрейда почти столетие назад. Вклад Бонанно в эту область заключается в том, что он нашел устойчивость благодаря тщательным исследованиям, а не с помощью анекдотических свидетельств, теоретизирования или простой, но ненадежной методологии.
Многие из тех, кто пережил тяжелую утрату, сочли открытие Бонанно о стойкости перед лицом потенциально травмирующих событий спорным. Многие терапевты и психиатры, которые обычно лечат больных с хроническим заболеванием, с трудом могут представить себе, что для большинства людей, переживших потерю или даже экстремальное стрессовое событие, например, во время 11 сентября или сексуального насилия в детстве, лечение не требуется. Более того, в отличие от идей Фрейда и его последователей и преобладающих популярных теорий, многим людям трудно принять смех как здоровую реакцию. Еще одна трудная концепция, особенно перед лицом потенциально травмирующего события, когда люди чувствуют, что им нужно помочь, - это осознание того, что лечение, которое в остальном благополучно, может причинить вред, вызывая симптомы, которых они надеются избежать.
Другие критики утверждали обратное, что идея устойчивости людей не только не ошибочна, но и настолько очевидна, что является упрощенной. Другие возражали, что это может показаться простым, но эта идея ускользнула от исследователей на протяжении столетия между работами Фрейда и Бонанно. Политика и лечение прошлого века основывались на ложной идее о том, что люди не устойчивы, что дорого обходится в человеческом и денежном отношении.
То, что люди устойчивы даже перед лицом экстремальных стрессовых факторов или потерь, противоречит поэтапной модели горя. Многие стойкие люди не выказывают горя. Поэтому у них нет этапов горя, которые нужно пройти. До Бонанно терапевты и психиатры считали отсутствие горя патологией, которую следует опасаться, а не здоровым исходом.
Устойчивость имеет глубокие последствия для представления людей о себе, особенно после перенесенного стрессового события. Эта идея также имеет важное значение для того, как терапевтическое сообщество думает о тяжелой утрате и относится к тяжелой утрате. Исследование Бонанно показало, что универсальные консультации психологов после потенциально травмирующих событий приносят больше вреда, чем пользы. Устойчивость, являющаяся неотъемлемой частью человеческого опыта после серьезных стрессовых событий, также может иметь важные последствия для государственной политики, например, как лучше всего относиться к ветеранам, которые служили в военных ситуациях, и нужно ли консультировать большие группы населения после серьезных стрессовых событий, таких как цунами или массовые беспорядки, стрельба.
Четыре траектории реакций горя и травм
В 2002 и 2004 годах Бонанно описал четыре наиболее распространенные траектории горя или потенциальной травмы. Это исследование было основано на продольных данных, полученных до потери. В последующих исследованиях Бонанно и его коллеги определили те же траектории после других потенциально травмирующих событий, таких как теракт 11 сентября в Нью-Йорке и эпидемия атипичной пневмонии в Гонконге. Вопреки распространенным предположениям о потере и травме, исследование Бонанно может показать, что устойчивость - наиболее распространенный образец, а отсроченные реакции - редкость.
Четыре траектории и процентное соотношение людей, которые склонны попадать в каждую категорию, суммированы и расширены в его книге «Другая сторона печали: что новая наука о тяжелой утрате говорит нам о жизни после потери». В книгу также включены графики траекторий.
Четыре траектории таковы:
Устойчивость
«Способность взрослых в нормальных обстоятельствах, которые подвергаются изолированному и потенциально очень разрушительному событию, например смерти близкого родственника или насильственной или опасной для жизни ситуации, поддерживать относительно стабильные, здоровые уровни психологического и физического функционирования, а также «способность генерировать переживания и положительные эмоции».
Восстановление
Когда «нормальное функционирование временно уступает место пороговой или подпороговой психопатологии (например, симптомам депрессии или посттравматического стрессового расстройства ( ПТСР)), обычно на период не менее нескольких месяцев, а затем постепенно возвращается к уровню, предшествующему событию».
Хроническая дисфункция
Продолжительные страдания и неспособность функционировать, обычно продолжающиеся несколько лет или дольше.
Отсроченное горе или травма
Когда привыкание кажется нормальным, но через несколько месяцев дистресс и симптомы усиливаются. Исследователи не нашли доказательств отсроченного горя, но отсроченная травма, по-видимому, является настоящим явлением.
Как справиться с уродливым
Бонанно придумал фразу «справляться с уродством», чтобы описать, как он обнаружил, что горе и справляться с горем принимают разные формы. Поведение, которое обычно может быть нездоровым, может быть полезно во время стресса, например, при предубеждении корысти.
Научное исследование горя
До работы Бонанно преобладала идея о том, что горе не может быть количественно оценено или изучено с научной точки зрения. Бонанно рано убедительно доказывал, что научное изучение горя возможно.
Отношение к этой области до Бонанно можно описать Томом Голденом, известным специалистом по тяжелой утрате, специализирующимся на мужском горе. В 1997 году он сказал: «Люди, которые скорбят, думают, что исследователи полны дерьма, и часть меня говорит: «Я с вами». У нас пока нет инструментов, чтобы это измерить, нет измерителя скорби. Нам нужно развить чувство незнания».
«Я думаю, что это нелепое заявление», - горячо сказал Бонанно в 1997 году в ответ на замечание Тома Голдена. «Вы можете измерить горе. Люди хотят использовать магическую, мистическую перспективу, но очень опасно предполагать, что у них есть доступ к священному царству, недоступному исследованию, полагаясь только на свои собственные наблюдения, чувства и мысли - вещи которые очень ненадежны». Он утверждал, что подобная клиническая критика является результатом упрощенной привязанности к историям жизни отдельных пациентов. «Чаще всего я слышу критику: «Ваше исследование очень плохое, потому что у меня есть пациент, который чувствует то-то и то-то». Что ж, я изучил сотни людей».
Методология исследования
Бонанно провел мультикультурное исследование горя и травм, включая исследования в Нанкине, Китай; среди выживших в войне в Боснии и Герцеговине и в Израиле. Он провел многомерные исследования регуляции эмоций, стрессовых жизненных событий, устойчивости и адаптации среди студентов колледжей; исследование эмоций и благополучия переживших сексуальное насилие в детстве (в сотрудничестве с исследователями); и несколько недавних исследований устойчивости и приспособления к последствиям террористических атак 11 сентября в Нью-Йорке (финансируемые Национальным научным фондом).
Сферы исследований тяжелой утраты и травм часто полагаются на простые меры, такие как анкеты самоотчета. Меры самоотчета просты и недороги, но они ненадежны по нескольким причинам. Что касается областей горя и травм, то показатели самооценки зависят от того, как субъект чувствует себя в момент ответа на вопросник. Если во время ответа на вопросник испытуемый чувствует себя плохо, он запомнит потерю как более разрушительную. Если испытуемый чувствует себя хорошо при заполнении анкеты, он сообщит, что потерю было легче перенести. Эта субъективность может быстро измениться.
Признавая, что ни одна простая мера не может быть точной, одной из отличительных черт исследовательской методологии Бонанно является одновременное использование нескольких независимых мер. Это обеспечивает согласованную достоверность любых выводов. Например, в его исследованиях часто одновременно используются, среди прочего, температура кожи, частота сердечных сокращений, система кодирования лицевых действий или «FACS», впервые разработанная Полом Экманом, исследования пустого стула, продольные измерения за несколько месяцев или лет, кортизол, врач и друг. Отчеты и тесты Струпа.
Кроме того, он известен разработкой новых методов исследования, таких как измерение амбивалентности и исследование «пустого стула» с исследователем Найджелом Филдом.
Выводы Джеймса У. Пеннебейкера, хорошо подтвержденные данными, прямо противоречат утверждениям Бонанно о вредных последствиях восстановления плохого опыта. Одним из возможных объяснений и попыток примирить это кажущееся противоречие является метод восстановления или анализа плохих воспоминаний. Пеннабейкер известен своей новаторской работой в области письменной терапии. Возможно, в письме есть что-то, а не выразительный плач на публике, например, что помогает, а не вредит результату человека. Письмо может помочь сохранить социальные связи, которые имеют решающее значение для достижения хороших результатов после потери.