Джи надо отпустить! — Как мы давим друг на друга
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Я предложу вам взглянуть на небольшой фрагмент разговора между двумя хорошо образованными и уже любящими друг друга людьми. Их зовут Рики и Кейт. Этот небольшой разговор едва ли привлечет ваше внимание — настолько он обычный, привычный, ничем не выделяющийся. А на мой взгляд, это-то и возмутительно, поскольку то, как говорит здесь Кейт — образец гнилых негативных манипуляций, и ссылка «Но так же все делают!» дела не меняет. Пусть так делают все — но будете ли так делать вы?
Уверен, что большая часть читателей Психологоса этой статьи не поймет и назовет автора мелочным человеком, который по пустякам придирается к женщинам. Вы имеете право на подобные мнения, но, возможно, вас заинтересует и другой взгляд, где важно не обличить, а подсказать любящим людям: что допустимо, а что — нет. Потому что если то, что делаешь ты, возвратит тебе партнер — ты обидишься и возмутишься. И потому, что если любишь — о любимом хочется заботиться. Да?
Итак, посмотрите видео. А после этого — сделаем расшифровку происходящего.
Рики: Какие макароны, никогда не пробовал что-либо вкуснее. Я понимаю, что каждый может купить полуфабрикат, но так приготовить можешь только ты.
Кейт: Угощайся.
Что вы скажете по поводу ее лица? Безмерная тоска и усталость, упрек мученика к мучителю... Это лицо с упреком: «Как ты можешь говорить о макаронах? Ты не понимаешь меня, мои чувства? И почему ты не говоришь о Джи? Ты бездушный предатель?»
Рики: Что-то не так?
Кейт: Все нормально.
Неправда. У нее не всё нормально, она это явно ему показывает, но одновременно говорит другое... Типа: «Я не жалуюсь, но если ты человек внимательный, ты сам все поймешь». Это — не честно. Если действовать по честному, все просто: хочешь поднять вопрос — поднимай! Но есть и другой, лукавый путь — привлечь к себе внимание несчастным лицом, сделать мужчину немного виноватым и получить в связи с этим преимущества... Это и называется: «Игра на чувствах». Манипуляшка.
Рики: Кейт, я же не слепой. Что тебя тревожит?
Кейт: Меня тревожит Джи...
«Тревожит Джи»... Это описание проблемы, это создание взаимной тревоги. А почему бы ей сразу не сказать, что она хочет? Почему бы сразу, прямо и открыто, не предложить свое решение проблемы? Она не имеет привычки действовать прямо и открыто вообще — или не верит, что конкретно с этим собеседником можно говорить честно, прямо и открыто? Честные и конструктивные собеседники сразу, лишь обозначив контекст, формулируют свои предложения. Например, здесь это могло бы звучать. «Слушай, по поводу Джи. У меня неожиданное предложение: я считаю правильным нам его отпустить».
(продолжает) Помнишь, какой он был когда мы с ним познакомились? Он весь светился радостью. Помнишь, как он улыбался? А сейчас он весь изможден.
Давит на чувства. Подтекст, внушение: «Если человеку тяжело, окружающие должны о нем заботиться!» Расчет на то, что собеседник сам догадается, чего она хочет.
Рики: Как и мы с тобой. Это работа.
Рики не понимает ее внушений, для него состояние усталости — естественная часть рабочего процесса, и он, видимо, полагает, что восстановление своих сил — забота самого человека. Так же, как забота себя умыть или накормить.
Кейт: Вот именно — работа! И теперь, когда он стал звездой, ему все труднее и труднее! Ведь все начиналось как игра, а превратилось в целую индустрию! Сегодня на улице мне несколько раз пытались всучить разные дурацкие товары с эмблемой Джи. Сыр, тесьма для упаковки...
Эмоции мешают взаимопониманию... Кейт не понимает, что Рики ее не понимает, и тупо продолжает давить. Обвинять и давить. А когда видит, что ничего не выходит, злится и начинает ругаться уже на постороннюю тему. Если она хотела предложить отпустить Джи, неуместно обсуждать политику продаж отдела, где Джи работает.
Рики: Это я придумал. А что, тебе не нравится? Какой от этого вред? Покупатели клюнут на забавное название, да и Джи ничего не теряет. Вместо того, чтобы шляться по дорогам, он может общаться со всей Америкой из студии. Так что все к лучшему, все в выигрыше.
Кейт: Да, но мы-то на этом немало зарабатываем!
Наезд и обвинение. Вы уверены, что наезд и обвинение — это политика честного обсуждения?
Рики: Да, но даже церковь зарабатывает на продаже распятий и благовоний! К тому же, когда человек у нас что-то покупает, он как бы становится его другом. Если человек носит майку с его именем, он невольно задумывается о его словах и пытается жить по-новому! Тебе так не кажется?
Рики пытается сделать обсуждение логичным...
Кейт: Ты кое о чем забыл: Джи все делает бесплатно. Я считаю, что его надо отпустить.
Еще раз обвинение, то есть продолжение давления. И прямой нажим уже без аргументации: надо сделать так, как я говорю!
Рики: Что? Но его же никто не заставляет, он сам так хочет…
Еще одна слабая попытка вернуть разговор в цивилизованное русло, разобраться спокойно и по делу...
Кейт: Рики, его надо отпустить.
Ультиматум. «Либо будет по-моему, либо мы расходимся».
Ваше мнение: является ли подобное решение вопросов цивилизованным? Считаете ли вы допустимым, что с применением таких технологий разговаривали с вами? Допускаете ли вы сами подобные приемы в разговоре с теми, кого вы уважаете?
Следущий вопрос: а какой вклад Рики в подобное течение разговора? На наш взгляд — существенный. Если бы Кейт была уверена, что Рики ее выслушает с настоящим пониманием, если бы Рики еще ранее приучил бы к тому, что с ним можно разговаривать без давления — Кейт говорила бы с ним по-другому. Если же Кейт уже привыкла, что без давления такие вопросы с ним не решить — он получил то, что получают все подобные ему мужчины. Уважаемые мужчины, возьмите на себя создание доверительной атмосферы в подобных разговорах: вам же лучше будет!
Я показал эту статью жене, и мы, в порядке эксперимента, попробовали с ней провести этот разговор по-честному. Я был Рики, она — Кейт. Да, времени у нас ушло больше, мы говорили где-то 10 минут, но почему бы и не поговорить с близким человеком? Главное, что мы договорились, а разговор у нас получился спокойный, внимательный, честный. У нас это получилось, потому что мы так разговариваем уже давно. Очень давно! Чего и вам желаем.
Резюме
Цивилизованное обсуждение спорных вопросов начинается с четкого и явного провоговаривания своей позиции, а точнее — со своего предложения. Вам в помощь формула амфоры: тезис — обоснования — выводы.
Цивилизованное обсуждение исключает обвинения, давление и категоричность. Цивилизованные люди выслушивают друг друга, используя формулу «Повтори, согласись, добавь».
Чтобы с вами беседовали спокойно, без давления и без лишних эмоций, сами ведите себя уважительно к собеседнику и не упирайтесь в свою правоту. Начнете давить или разыгрывать Дурика — с вами будут беседовать так же.
Партнерские отношения и цивилизованное обсуждение спорных вопросов исключают «чувства». Внимание, тут возможны терминологические недоразумения. Понятно, что чувства как эмоциональная выразительность и способность понять собеседника — приветствуются, а вот чувства как действия на основе случайных, необдуманных импульсов — в серьезном обсуждении действительно недопустимы. Те, кто настаивает на естественности и необходимости чувств и утверждают, что плохих чувств нет, обычно имеют в виду свои чувства. Когда же они сталкиваются с выплесками негативных чувств партнера, чаще всего дело завершается обидами и разрывом отношений. Поэтому: серьезные вопросы нужно решать разумно, убирая мешающие делу эмоции и чувства.
Коллеги, а вы используете такие же правила?
Комментарии (30):
Не все такие, однозначно не все!
Необходимо разговаривать и говорить о своих чувствах. Если человек упорно утверждает, что ты должен принимать все как есть просто потому, что должен... Если человек не готов меняться и менять свое поведение – не нужен такой человек!!! Это абьюзер чистой воды!
В отношениях, в первую очередь, должно быть взаимное уважение.
Если человек поступает так, как не позволит поступить по отношению к себе, нужно держаться подальше от этого человека. Или, как минимум, разговаривать и объяснять.
Это болезненные отношения с эгоистичной и злой девушкой, и вам стоит как можно скорее их разорвать, пока вам в голову действительно не взбрело, что "все бабы такие".
Как мне видится, этот разговор манипулятивный не только со стороны Кейт. Рик в этом разговоре, к сожалению, тоже не очень хочет узнать, что собственно волнует его женщину. Понятно, что ей стоит выражаться яснее и более четко давать понять, что же она хочет. Но ответы Рика создают ощущения, что он не хочет разобраться. Он защищается. Это определенный вариант игры в Дурика. После каждого манипулятивного высказывания Кейт, он отвечает точно такой же манипуляцией - заезженной пластинкой "Ну и в чем проблема?". Я могу попробовать разобрать , но я не женщина и могу многое исказить.
Рики: Какие макароны, никогда не пробовал что-либо вкуснее. Я понимаю, что каждый может купить полуфабрикат, но так приготовить можешь только ты.
Кейт: Угощайся.
Рики: Что-то не так?
Кейт: Все нормально.
Рик прекрасно видит, что его женщина в эмоциях. Ее что-то беспокоит, она то ли зла, то ли обижена, но явно не спокойна. Если он заведет разговор с ней, то он будет полон эмоций. Каким-то спокойным и размеренным разговором тут и не пахнет. Но он все таки хочет, чтобы напряженность между ними исчезла. Ему хочется приятного вечера в обществе красивой женщины. Поэтому он решил рискнуть.
Рики: Кейт, я же не слепой. Что тебя тревожит?
Рик здесь начинает манипулировать. Он хочет дать ей понять, что ему важны ее чувства. Но на деле, это видно по дальнейшему течению разговора, он совершенно не готов к тому, что она скажет. Он готов ее утешить по поводу какой-нибудь мелочи, типа шпилька сломалась. Но совершенно не готов к серьезным разговорам. Он хочет как можно быстрее разрешить свою проблему "Некая тревога и беспокойство Кейт".
Кейт: Меня тревожит Джи... (продолжает) Помнишь, какой он был когда мы с ним познакомились? Он весь светился радостью. Помнишь, как он улыбался? А сейчас он весь изможден.
Рики: Как и мы с тобой. Это работа.
Игнорирует описание проблемы. Пускай эмоциональное и неровное, но можно повернуть разговор в сторону понимания: "Ок, я понял, ты считаешь, что у Джи есть проблема. Но я не понял в чем она. Объясни поподробнее, пожалуйста" (пишу фразы сухо, чтобы был понятен просто смысл). Однако, Рик выбирает стратегию защиты почти сразу. Здесь в принципе можно и остановиться, поскольку суть проблемы Рик не поймет до самого конца разговора, поскольку не хочет. Он хочет провести хороший вечер с приятной женщиной. Рик в некотором смысле манипулирует, давая понять женщине, что он хочет разбираться с ее чувствами. Но он не хочет этого на самом деле и не готов к этому.
Кейт: Вот именно - работа! И теперь, когда он стал звездой, ему все труднее и труднее! Ведь все начиналось как игра, а превратилось в целую индустрию! Сегодня на улице мне несколько раз пытались всучить разные дурацкие товары с эмблемой Джи. Сыр, тесьма для упаковки...
Рики: Это я придумал. А что, тебе не нравиться? Какой от этого вред? Покупатели клюнут на забавное название, да и Джи ничего не теряет. Вместо того, чтобы шляется по дорогам, он м может общаться со всей Америкой из студии. Так что все к лучшему, все в выигрыше.
Да, Кейт куда-то понесло уж совсем не туда. Но Рик тоже не хочет вернуть ее к обсуждению того, что ее на самом деле волнует. Он с радостью хватается за возможность увести разговор еще дальше в сторону.
Кейт: Да, но мы-то на этом немало зарабатываем!
Рики: Да, но даже церковь зарабатывает на продаже распятий и благовоний! К тому же, когда человек у нас что-то покупает, он как бы становится его другом. Если человек носит майку с его именем, он невольно задумывается о его словах и пытается жить по-новому! Тебе так не кажется?
Рик рад, что разговор ушел так в сторону. Ему гораздо приятнее говорить на тему маркетинга, чем все таки разбираться с тем, что же хочет Кейт. Да, она крайне плохо объясняет. Но ведь он даже не пытается ей помочь, а с радостью подхватывает все уходы в сторону.
Кейт: Ты кое о чем забыл: Джи все делает бесплатно. Я считаю, что его надо отпустить.
Вот здесь Кейт, как ни странно, все таки возвращается к изначальной теме разговора. К своему предложению, к тому что ее беспокоит, что ей хочется сказать. Честь ей и хвала, чаще всего уйдя настолько в сторону, разговоры, особенно эмоциональные, там так и остаются. И люди заканчивают на странном ощущении, что говорили-говорили, да главное так и не сказали.
Рики: Что? Но его же никто не заставляет, он сам так хочет…
Рик игнорирует возврат к главной теме и здесь уже откровенно включает Дурика. Кейт прекрасно знает, что Джи работает бесплатно. Рик даже не задается вопросом, почему ее это беспокоит. Они несколько месяцев работают над этим проектом и вдруг совершенно неожиданное утверждение: "Но ведь Джи работает бесплатно".
Кейт: Рики, его надо отпустить.
Николай Иванович видит это как ультиматум - мы расходимся (это вполне возможно). Но можно взглянуть на это с другой точки зрения. Кейт говорит Рику: "Для меня эта тема важна. И просто так оставить ее я не готова. Я огорчена, что у нас не получается понять друг друга."
В этом разговоре хороши и мужчина, и женщина. Оба прекрасные манипуляторы, каждый в своей позиции.
Александр! Спасибо! Всё по полочкам разложили! Я стала умнее)
Полностью согласна с г-ом Н.И. Козловым.