Ужин детям в спальню, или как работают с семьей психологи разных традиций
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
СемьÑ. Мать, отец и двое детей ужинают. Дети капризничают, не хотÑÑ‚ еÑÑ‚ÑŒ то, что приготовила им мама. Отец в наказание за капризы отправлÑет детей Ñпать ÑовÑем без ужина. Потом он видит, как жена тайком неÑет ужин детÑм в Ñпальню. Возникает ÑÑора.
Как будут работать Ñ Ñтой Ñитуацией в разных пÑихологичеÑких подходах?
ПÑихотерапевт пÑихоаналитичеÑкой ориентации будет разбиратьÑÑ Ð² личной иÑтории каждого из родителей. ВероÑтно выÑÑнитÑÑ, что у Ñупруги в детÑтве был очень жеÑткий и Ñуровый отец, поведение которого, как ей беÑÑознательно видитÑÑ, повторÑет ее муж. Она в Ñвою очередь входит в роль Ñвоей матери, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð²Ñегда пыталаÑÑŒ вопреки вÑему прилаÑкать Ñвоих детей. Ð’ Ñемье мужа его мать периодичеÑки шла против воли отца, что Ñнижало значимоÑÑ‚ÑŒ и авторитет поÑледнего. ПоÑтому у мужа еÑÑ‚ÑŒ Ñтрах потерÑÑ‚ÑŒ веÑомый ÑÑ‚Ð°Ñ‚ÑƒÑ Ð² глазах Ñвоего ÑемейÑтва, позволÑÑ Ð¶ÐµÐ½Ðµ такое поведение. Как видно, они, не Ð¾Ñ‚Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ Ñебе отчет, проецировали поведение Ñвоих родителей в Ñвою Ñемейную жизни.
Вывод пÑихотерапевта: пока они не оÑознают Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ñтой Ñхемы, они не Ñмогут изменить Ñвое поведение, увидеть не образы, а наÑтоÑщую личноÑÑ‚ÑŒ Ñ€Ñдом Ñ Ñобой, вырватьÑÑ Ð¸Ð· круга беÑконечных повторений Ñитуаций и получаемых результатов. Ðужна пÑихотерапевтичеÑÐºÐ°Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð° Ñ Ð¿Ð°Ñ€Ð¾Ð¹ вмеÑте. КонÑультант предложит мужу и жене вÑпомнить, как их воÑпитывали в Ñемье, какие образцы Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ Ñобой давали им их родители. Когда они поймут, что воÑпроизводÑÑ‚ не вполне удачные родительÑкие Ñхемы, у них поÑвÑÑ‚ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ возможноÑтей изменить Ñвое поведение.
ПÑихотерапевт, работающий в традиции раÑÑтановок, будет работать не Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð¸Ð¼Ð¸, а лично Ñ Ñ‚ÐµÐ¼, кто обратилÑÑ Ñ Ñтой проблемой - и, Ñкорее вÑего, Ñто будет женщина. Во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñ€Ð°ÑÑтановки Ñтанет понÑтно, что (например) вÑе дело в том, что ее бабушка Ñделала аборт. Теперь женщина, находÑÑÑŒ в потоке родовой иÑтории не может проÑтить бабушку и беÑÑознательно заглаживает ее вину перед ребенком. ПÑихотерапевт оÑущеÑтвит прощение давно умершей бабушки, оÑвободит женщину от проклÑÑ‚Ð¸Ñ Ñ€Ð¾Ð´Ð° и женщина, проплакав Ñту иÑторию, выйдет оÑвобожденной.
Ð’ рамках Ñинтон-подхода работа будет ÑтроитьÑÑ Ð¿Ð¾-другому. Синтон-подход предпочитает работать не Ñ Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ñ‹Ð¼, а Ñ Ð½Ð°ÑтоÑщим, и по возможноÑти ищет поведенчеÑкое решение, Ð¾Ð±ÑƒÑ‡Ð°Ñ ÑƒÑ‡Ð°Ñтников Ñитуации лучшим решениÑм.
ПонÑтно, что в предложенной Ñитуации муж и жена еще не научилиÑÑŒ Ñтроить Ñвои отношениÑ. ÐŸÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ð¾ÑˆÐ¸Ð±ÐºÐ° наших героев в том, что они заранее не обÑудили Ñвои возможные дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð² подобных ÑитуациÑÑ… Ñ Ð´ÐµÑ‚ÑŒÐ¼Ð¸. Ð’Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ - что они поÑÑорилиÑÑŒ вмеÑто того, чтобы договоритьÑÑ Ð½Ð° будущее. СоответÑтвенно, на будущее им нужно договоритьÑÑ Ð¿Ð¾ вÑем Ñтим вопроÑам, а именно:
- Как веÑти ÑебÑ, когда дети за ужином капризничают, не хотÑÑ‚ еÑÑ‚ÑŒ то, что им приготовили? Ð’ каких ÑлучаÑÑ… можно и правильно отцу отправлÑÑ‚ÑŒ детей Ñпать без ужина?
- ЕÑли муж в Ñтой или другой Ñитуации проÑвил авторитарноÑÑ‚ÑŒ, как на Ñто реагировать жене? Можно ли, правильно ли при детÑÑ… показывать, что она Ñ Ñтим не ÑоглаÑна? Будет ли договоренноÑÑ‚ÑŒ, что родители при детÑÑ… вÑегда поддерживают друг друга, по крайней мере не критикуют?
- Когда дети уже отправлены Ñпать и Ñупруги оÑталиÑÑŒ одни, может быть им Ñтоит теперь вернутьÑÑ Ðº обÑуждению проиÑшедшего? Стиль обÑÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ - доброжелательный, конÑтруктивный?
Ð’ цивилизованных ÑемьÑÑ… вÑе разноглаÑÐ¸Ñ Ñ€ÐµÑˆÐ°ÑŽÑ‚ÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ так, Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ нормального обÑÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ договоренноÑтей на будущее. Супруги учатÑÑ Ð¶Ð¸Ñ‚ÑŒ вмеÑте. ЕÑли ÑÐµÐ¼ÑŒÑ Ð½Ðµ вполне Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¸ доÑтижение договоренноÑтей нереально, можно иÑпользовать другие технологии конÑтруктивного влиÑниÑ. Ðа наш взглÑд, решение подобных Ñемейных Ñитуаций начинать умеÑтнее Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ‡ÐµÑкого решениÑ, Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÐ³Ð¾ мы хотим и как к Ñтому можно прийти. ЕÑли же вдруг работа Ñ Ð½Ð°ÑтоÑщим начинает раз за разом давать Ñбои: вроде бы вÑем вÑе понÑтно, вÑе обо вÑем договорилиÑÑŒ, и при Ñтом договоренноÑти не Ñрабатывают: о них Ñтабильно забывают, вмеÑто разумных дейÑтвий идут Ñмоции - нужно иÑкать другие подходы, анализировать внутренние выгоды и, возможно, кому-то в такой Ñемье уÑтраивать наÑтоÑщую пÑихотерапию: лечить и внушать, внушать и лечить...