Ты обесцениваешь мои эмоции!
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
— Дочка, ты поела — убери за собой, пожалуйста!
— Уберу, отстань!
— Что такое «Отстань!»? Я тебя просто попросила убрать за собой.
— Ну что ты прикопалась! Достала уже! Ты в старости становишься невыносимой!
— Дочка, прекрати грубить. Я же твоя мама!
— Я говорю то, что я чувствую. И не запрещай мне! Почему ты обесцениваешь мои эмоции?
Многие родители уже свыклись с тем, что недовольные ими дети могут позволить себе в их адрес необоснованные обвинения, а то и прямые оскорбления. Характерно то, что нередко дети убеждены, что они имеют на это право ровно потому, что это их эмоции, а эмоции для них — это святое. Это то, что ими не обсуждается, потому что для них эмоции неотъемлемая, естественная и обязательная часть жизни, а родительские требования убрать из общения с ними обвинения и оскорбительные обороты отбиваются встречным обвинением: «Это мои эмоции! Не обесценивай мои эмоции!». Как на это реагировать?
Отвечаю: когда собеседник в запале, никакие разумные доводы не действуют. Но если выйдет папа и просто выведет дочку за порог квартиры, крики прекратятся. А когда дочка остынет и вспомнит, что ей от родителей нужны деньги и вообще она проживает на их территории, они вернется домой уже без криков. И через какое-то время папа с дочкой поговорить сможет, в том числе вполне разумным образом. Как?
— Дочка, ты меня заинтересовала фразой: «Почему ты обесцениваешь мои эмоции». Я правильно тебя понял, что твои эмоции нужно уважать?
— Да.
— Понимаю. Но тогда и ты, видимо, должна уважать эмоции мамы? Если мама возмущена твоим поведением, это же тоже ее эмоции, и ты не можешь их ей запретить? Ведь нельзя обесценивать ее эмоции?
— У нее не эмоции, а требования! Оценки и требования!
— А твои эмоции — не твоя оценка? И оценки, и требования. Мама просила, чтобы ты убрала за собой, а ты требовала, чтобы мама от тебя отстала. Ты оценивала ее, говорила, что она непереносима, а мама оценивала твои слова, как грубость. А если у меня появятся эмоции по поводу происходящего, ты будешь против моих эмоций?
— Я имею в виду, что я переживаю по поводу происходящего, а ты отстраненно смотришь.
— Я тоже переживаю, дочка, но я переживаю спокойствие, потому что уверен, что мы с тобой договоримся. Но, дочка, если во мне поднимется возмущение тем, что ты еще раз обидишь нашу маму, ты же сможешь понять мои чувства? Ты умная и честная. Ты отнесешься к моему возмущению с уважением и не будешь его обесценивать. Все симметрично. Короче, я предлагаю эту фразу насчет обесценивания эмоций выкинуть, это пустота, а вот перед мамой ты извинись. Договорились, дочка?
— Договорились, папа.