Страх совершить ошибку
Автор: Мария Подшивалова
Выпускница Университета практической психологии
Хочу поделиться своим опытом.
Когда сын пошел в первый класс, мы столкнулись с таким страхом, как «страх совершить ошибку». Когда впервые возникла эта тема – "я боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться" – я решила двигаться в двух направлениях, во-первых, показать сыну, что причин бояться-то и нет, во-вторых, выработать у него положительное отношение к ответам на уроках и к ошибкам. И у нас состоялся такой разговор:
- Когда вы играете на перемене и в группе продленного дня, вы смеетесь?
- Да, конечно
- Расскажи, в каких ситуациях вы смеетесь, когда играете?
- Бывает кто-то чего-нибудь забавное, смешное скажет, или плюхнется, или сделает что-нибудь не так, как надо?
- А было так, что это был ты?
- Ну, да, конечно, сколько раз! - улыбается.
- И ты тоже смеялся в этой ситуации или ты переставал играть?
- Конечно, смеялся, играть интереснее, чем сидеть в стороне.
- И тебе не страшно, что над тобой в игре будут смеяться?
- Да, нет… (и тут он задумывается и с улыбкой смотрит на меня), - я понял, мам, на уроках так же, да?
- Значит, когда смеются не страшно, и ты уже на уроках будешь смелый-смелый мальчик.
- А вдруг я все же сделаю ошибку – это ведь нехорошо.
- Давай посмотри, что такое ошибка? Как ты думаешь? Можешь мне объяснить?
Сынишка задумался.
- Ошибка – это когда что-то не так сказал, неправильно.
- А почему может получиться ошибка? Подумай, не торопись.
- Потому, что я что-то забыл, ну или, торопился (улыбается) – он очень подвижный.
- Значит?… - делаю паузу, что бы он додумал свой вывод.
- Значит, нужно лучше учить и не торопиться! – радостно говорит сын.
- Молодец, а если, ты все же сделал ошибку, что нужно будет сделать? Вот вы пишите контрольную работу, учительница ее проверяет, исправляет ошибки. И на следующем уроке вы делаете работу…
- Работу над ошибками, - кивает он головой.
- А зачем?
- Что бы запомнить, как правильно решить пример в следующий раз.
- Молодец, значит, совершив ошибку, нужно понять, что ты сделал не так и исправить это. Правильно?
- Да. Это классно! Мне теперь совсем не страшно! Мам, ты волшебница!
После этого диалога, когда я видела, что у сына возникали какие-то трудности или он совершал ошибки, достаточно было напомнить ему и задать вопрос: «Что ты должен сделать сейчас, что бы в другой раз было по-другому?». А после обязательно хвалила его: «Ты молодец, ты справился» - и результат приходил с каждым разом быстрее. Сейчас ему 16 лет. И вопрос страха перед ошибками остался в прошлом. Сейчас он уже сам задает себе этот контрольный вопрос. И я уверенна, что это умение справляться со сложными ситуациями еще не раз пригодиться ему в жизни.
Многие социальные страхи возникают от непонимания, от незнания. От того, что однажды приобретенный отрицательный опыт не был объяснен и переведен в положительный.
Сегодня занимаясь на дистанции, я понимаю, что многие упражнения направлены как раз на формирование положительного опыта, а значит как профилактика для возникновения тех или иных страхов. Параллельно учу этим упражнениям и своих детей.
Вывод: Заниматься упражнениями дистанции полезно – это формирует позитивное восприятие, уверенность и умение быстро находить решение в различных ситуациях. А, следовательно, уменьшает риск возникновения всевозможных страхов.