Страх совершить ошибку

01 января 2010 г. в 12:23

Автор: Мария Подшивалова

Выпускница Университета практической психологии

Хочу поделиться своим опытом.

Когда сын пошел в первый класс, мы столкнулись с таким страхом, как «страх совершить ошибку». Когда впервые возникла эта тема – "я боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться" – я решила двигаться в двух направлениях, во-первых, показать сыну, что причин бояться-то и нет, во-вторых, выработать у него положительное отношение к ответам на уроках и к ошибкам. И у нас состоялся такой разговор:

- Когда вы играете на перемене и в группе продленного дня, вы смеетесь?

- Да, конечно

- Расскажи, в каких ситуациях вы смеетесь, когда играете?

- Бывает кто-то чего-нибудь забавное, смешное скажет, или плюхнется, или сделает что-нибудь не так, как надо?

- А было так, что это был ты?

- Ну, да, конечно, сколько раз! - улыбается.

- И ты тоже смеялся в этой ситуации или ты переставал играть?

- Конечно, смеялся, играть интереснее, чем сидеть в стороне.

- И тебе не страшно, что над тобой в игре будут смеяться?

- Да, нет… (и тут он задумывается и с улыбкой смотрит на меня), - я понял, мам, на уроках так же, да?

- Значит, когда смеются не страшно, и ты уже на уроках будешь смелый-смелый мальчик.

- А вдруг я все же сделаю ошибку – это ведь нехорошо.

- Давай посмотри, что такое ошибка? Как ты думаешь? Можешь мне объяснить?

Сынишка задумался.

- Ошибка – это когда что-то не так сказал, неправильно.

- А почему может получиться ошибка? Подумай, не торопись.

- Потому, что я что-то забыл, ну или, торопился (улыбается) – он очень подвижный.

- Значит?… - делаю паузу, что бы он додумал свой вывод.

- Значит, нужно лучше учить и не торопиться! – радостно говорит сын.

- Молодец, а если, ты все же сделал ошибку, что нужно будет сделать? Вот вы пишите контрольную работу, учительница ее проверяет, исправляет ошибки. И на следующем уроке вы делаете работу…

- Работу над ошибками, - кивает он головой.

- А зачем?

- Что бы запомнить, как правильно решить пример в следующий раз.

- Молодец, значит, совершив ошибку, нужно понять, что ты сделал не так и исправить это. Правильно?

- Да. Это классно! Мне теперь совсем не страшно! Мам, ты волшебница!

После этого диалога, когда я видела, что у сына возникали какие-то трудности или он совершал ошибки, достаточно было напомнить ему и задать вопрос: «Что ты должен сделать сейчас, что бы в другой раз было по-другому?». А после обязательно хвалила его: «Ты молодец, ты справился» - и результат приходил с каждым разом быстрее. Сейчас ему 16 лет. И вопрос страха перед ошибками остался в прошлом. Сейчас он уже сам задает себе этот контрольный вопрос. И я уверенна, что это умение справляться со сложными ситуациями еще не раз пригодиться ему в жизни.

Многие социальные страхи возникают от непонимания, от незнания. От того, что однажды приобретенный отрицательный опыт не был объяснен и переведен в положительный.

Сегодня занимаясь на дистанции, я понимаю, что многие упражнения направлены как раз на формирование положительного опыта, а значит как профилактика для возникновения тех или иных страхов. Параллельно учу этим упражнениям и своих детей.

Вывод: Заниматься упражнениями дистанции полезно – это формирует позитивное восприятие, уверенность и умение быстро находить решение в различных ситуациях. А, следовательно, уменьшает риск возникновения всевозможных страхов.

Файлы:
  • Виды детских страхов
  • Автор Мария Подшивалова

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.
Детские страхи
Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться. Важно: детские страхи - это не только сами эмоциональные реакции, это и стоящие за ними (или рядом с ними) интерпретации происходящего, видение чего-то как определенно страшного, наперед заданное отношение (предубеждение) к тому, что будет квалифицироваться как "страшное". Кроме того, в каждом страхе есть и записанная реакция, алгоритм внутреннего поведения.
01 окт. 2022 г.
Как реагировать на детские страхи
Важно учесть, что у мужчин и женщин разные подходы к страхам у детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс - отнестись к детскому серьезно и начать с ним работать. Женщины обычно обращают внимание на чувства ребенка и в малой степени занимаются поведением ребенка, предполагая, что поведение ребенка проистекает из его чувств. Для женщин естественно поговорить с ребенком о его чувствах, чтобы ребенок рассказал о своих страхах, и на этом рассказе показать ребенку, что он достаточно защищен, что бояться нормально, но не в такой степени.
01 окт. 2022 г.
Ночные страхи детей
Неприятные, страшные сны чаще видят люди серьезные, чем-то озабоченные и одновременно эмоционально чувствительные.