Самооценка
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Самооценка - то, как высоко или низко человек сам оценивает свои личные качества и возможности.
Показатели самооценки не очевидны. О самооценке человека можно судить на основании того, что человек о себе думает ("Я в этом разбираюсь" - или "Я в этом лох", "Меня здесь знают и уважают" - либо "Я здесь никто"), что человек по поводу себя чувствует (гордость либо желание провалиться сквозь землю) и как человек себя ведет, как он себя держит (уверенно и робко, достойно либо тушуясь). См.→
Иногда о самооценке говорят как о процессе оценивания, но чаще под самооценкой имеют в виду результат оценивания, итоговое живое мнение или ощущение человека по поводу себя.
При всей близости понятий самооценку следует отличать от самоотношения: отношения к самому себе, куда входит любовь к себе и самоуважение, требовательность к самому себе и самопринятие, элементы самолюбования и самообвинения.
У человека может быть высокая самооценка: «Я талантлив!» и одновременно низкое самоуважение: «Талантлив, и при этом порядочная скотина».
Самый простой вид самооценки - оценка своей способности что-то сделать, с чем-то справиться. «Я умею прыгать через лужи» у ребенка или «Освоил быстрочтение» у взрослого – это все самооценка человеком своих способностей. Другой вид самооценки – личностная самооценка: то, как человек в целом оценивает себя как личность и свой характер, свое место среди окружающих и место по жизни.
«Ты же знаешь, у меня плохой характер», «Я – не лидер, я всегда второй» или «У меня сложно с дисциплиной, я не умею себя организовывать!» - все это варианты различных личностных самооценок.
Сюда входит и видение своего статуса, и важные для человека социальные роли, и видение жизненных задач, которые человек оценивает как «мне по силам». Личностная самооценка –– обычно скорее ощущение, нежели знание, чаще стиль жизни и поведения, нежели ясные формулировки, - эта самооценка более трудно формулируемая и менее внутренне дифференцированная, чем самооценка способностей.
Личностная самооценка и самооценка способностей внутри одного человека могут сильно различаться. «Я прекрасно чувствую людей, талантливый музыкант и неплохо рисую, но по характеру разгильдяй, не уверен в себе, мнителен и не пойму, чего же я хочу» - позитивная самооценка способностей и одновременно негативная личностная самооценка.
Личностная самооценка бывает стабильной, мало зависящей от успешности человека в тех или иных конкретных ситуациях: так, обедневшая графиня все равно может ощущать себя дворянкой и вести себя соответственно, даже если сегодня ей приходится работать официанткой. У других людей самооценка плавающая, зависящая от текущего настроения и ситуативного успеха или неудачи.
Так, многие талантливые творческие люди вдруг решают: "Если это мое произведение публика не поняла, значит я вообще никто!"
Два основных вида самооценки - общая и конкретно-ситуативная. При этом самооценка бывает адекватной (высокой, средней, низкой) и неадекватной: заниженной или завышенной. Она может быть плавающей или стабильной, настоящей и "якобы"...
Самооценку ребенка обычно определяют родители своим отношением к нему. Шире - самооценка ребенка формируется в связи с отношениями в семье, поскольку сама семья является миром ребенка. Активный ребенок подбирает себе самооценку, которая наилучшим образом решает его проблемы (это может быть и завышенная, и заниженная самооценка), самооценка пассивного ребенка - прямое отражение родительских внушений. Самооценка обычно выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию (например, у сына, родившегося после нескольких дочерей). Чем лучше атмосфера в семье, чем мама спокойнее и радостнее, а отец - авторитетнее и требовательнее, тем выше самооценка у ребенка. Если вы хвалите ребенка - это для самооценки полезно, но важно уметь хвалить правильно. См.→
Главные факторы, которые определяют самооценку взрослого человека - статус и компетентность. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. А самое главное, свою самооценку человек может определять сам - ведь это же "само"-оценка. Личный выбор здесь возможен всегда. Кто-то свою самооценку произвольно завышает, кто-то - занижает.
На что влияет самооценка? Сама по себе - ни на что. Самооценка - только инструмент в руках той или иной личности, а как личность этот инструмент употребит - вопрос отдельный... Один человек с низкой самоценкой опустит руки, другой - начнет работать над собой. Ваш выбор?
Чтобы поднимать себе самооценку, нужно в первую очередь развивать свои реальные умения, повышать свою объективную ценность для людей и жизни. Однако есть и много простых фишек, которые решат вопрос хотя бы ситуативно.
Самооценка и уверенность
Высокая самооценка - практически то же самое, что высокое чувство уверенности в себе. Низкая самооценка - практически то же самое, что отсутствие чувства уверенности в себе.
Любая самооценка может сочетаться с разной степенью уверенности высказываний и разной уверенностью поведения.
"Я уверен, что с этим я не справлюсь: моя квалификация явно недостаточна" - высокая уверенность и невысокая самооценка.
"Ну, не знаю... Но мне кажется, у меня это может получиться, мне же всегда везет!" - невысокая уверенность и высокая самооценка.