Любовь как единство трех влечений
«Любовь — это единство трех влечений. Влечение души порождает интерес, влечение ума — уважение, влечение тела — страсть. Все вместе порождает любовь».
Здесь описывается любовь как реактивное отношение. Это не Я люблю. Это во мне нечто срабатывает, после чего я по давлением превосходящих сил (а чаще всего и не сопротивляясь) падаю в состояние любви. Любовь во мне оказывается и управляет мною.
Тело — это не Я. Ум — это не Я. Эмоции, желания и чувства — тоже это не Я. (смотри Я и не-Я) Но эти три влечения, эти три силы меня влекут, и при некоторой культурной обработке из этого может получиться и любовь.
Фрагмент из книги «Философские сказки» Н.И. Козлова
На мой взгляд, это возмутительное понимание Любви. Это что-то на уровне оруэлловских лозунгов «Свобода — это рабство». Берется Любовь как высшее проявление человеческой свободы и активности и тут же определяется через влечение, то есть форму несвободы, форму подчинения.
Тебя влечет — где твоя свобода, человек? Не ты решил быть с ней, тебя не спрашивали, ты к ней привязан. Не ты выбрал ее — тебя к ней влечет, тащит, бросает.
Но этого мало. Оказывается, здесь, в Любви, вместо одного влечения, вместо одной порабощающей тебя силы должно быть целых три. По сути, это восхищение тройным рабством: «Любить — это значит находиться под игом трех влечений!»
- Вы знаете, что-то не хочется.
Вас, как раба, что-то неодолимо тянет — и, когда страдая, а когда гордясь, вы называете это Любовью? Я не согласен и не буду высоким словом «Любовь» называть любую форму рабства. Моя Любовь живет только в царстве моей Свободы. Это то, что делаю Я, мой дар и моя воля, а не то, что происходит со мной или вытаскивается из меня посторонними силами.
Есть свобода и душевное богатство — будет любовь. Есть привязанности и душевная недостаточность — будет любовный невроз.