Работа с моральными и этическими ценностями на тренингах Синтон-программы
Многие вещи морально-этического характера на тренингах синтон-программы (в частности, на Мастерстве коммуникации) вставляются в фоновом режиме, не в качестве специальных упражнений, а в режиме естественных комментариев действий участников.
Например, отрабатывается упражнение Приветствие группе - хотя даже упражнением это назвать трудно. Задание - ты хочешь поприветствовать группу, тут есть люди, которые тебе интересны и симпатичны? - Да. - Сделай это! - Люди делают, по-разному... Ведущий делает разбор, комментирует. В частности, для мужчин в приветствии характерны захапистые руки ("Я хочу вас всех забрать себе!") - корректируем на дающее отношение. Для женщин в приветствии характерно внимание не на группу, а на себя: "Вот какая Я!" - корректируем, учим в общении видеть в первую очередь людей, а не себя.
Упражнение "Плюс-помощь-плюс" - это не только эффективность критики, это еще и забота о человеке. Упражнение "Ошибочка!" - аналогично, бережное отношение к себе. Разбор опозданий на тренинг - наполнен этическим содержанием... Игра "Красное и черное" - тема человеческого сотрудничества вместо разворачивания войны и конкуренции...
Что касается специальной работы по формированию моральных и этических ценностей, то на Базовом тренинге синтон-программы для этого использовуется представление о позициях восприятия. Умение и привычка к использованию позиций восприятия - это формирование одновременно двух взаимосвязаных вещей - разумности и этичности.
После Базового тренинга, основополагающие этический взгляды и ценности обсуждаются с участниками в теме "Способы человеческой жизни" и множестве, множестве более мелких ситуаций и упражнений.
Работа с доверием
Материал от А. Лебедева
Я вел синтон-программу, после проведения упражнения "слепой и поводырь" одна девочка на разборе пожаловалась, что ей достался партнер, в котором она не чувствовала надежности и все время боялась. Поскольку методичка прописана очень плотно, времени на дискуссию не было, я просто предложил для сравнения пройтись со мной и еще раз с ним. Она закрыла глаза, я сделал пару кругов, сказал "Так, а теперь ты!" одновременно мотая головой. Парень встал, но, увидев мое отрицание, удивленно сел на место. Я ОПЯТЬ взял ее за руку и сделал еще пару кругов. Когда девочка открыла глаза, то сказала, что вот, ей и впрямь гораздо комфортнее было со мной, чем с ним. Дружное ржание группы. Я объяснил, что доверие находится у нас в голове, и дальнейшие занятия потребуют хотя бы минимального доверия к членам группы, просто по правилам игры. И это упражнение как раз и предлагает нам волевым образом довериться, хотя бы чуть-чуть, случайному человеку, убедиться, что это не страшно, и что случайный человек не обязательно нас подведет.