Практическое использование концепции бессознательного
Среди практических приложений концепции бессознательного можно назвать изменение поведения и решение проблем. Для решения этих прикладных задач нужно иметь доступ к бессознательному (о каком из видов бессознательного идет речь? Н.И.Козлов) и уметь использовать его. Люди в большинстве случаев сами программируют свое поведения через последовательность выборов, опирающихся на многообразие жизненного опыта. Многие проблемы оказываются запрограммированными на бессознательных уровнях (неосознанные выборы или выборы, сделанные на разных уровнях бессознательного), и для их разрешения необходимо произвести перепрограммирование на бессознательных уровнях. К числу методов получения доступа к бессознательному и его использования относятся:
- внутренняя визуализация или направленное воображение,
- фантазии и мечты
- сновидение
- внутренний диалог
- музыка
- изобразительное искусство
- ритмы тела (и прежде всего базовые циклы спокойного бодрствования)
- релаксация
- различные техники гипноза.
Есть предположение, что внутренний диалог, или разговор с собой, — это разновидность гипнотического внушения (суггестии), посредством которого сам человек программирует свой разум на бессознательном или подсознательном уровне. Отслеживая внутренний диалог и собственные заявления в свой адрес, а затем изменяя их, человек может перепрограммировать системы неосознанных убеждений и представлений.
Другой путь получения доступа к бессознательному и изменения дисфункционального поведения — гипноз и методики релаксации, обеспечивающие прямой выход на бессознательные процессы. Большинство людей в течение дня многократно впадают в состояние транса и выходят из него. Эти естественные состояния транса считаются составной частью ультрадиадных циклов покоя. В циклы отдыха доступ к бессознательному облегчается.
Музыка как успокаивающее средство релаксации может также использоваться как мотиватор и стимулирующий источник творчества. И музыка, и изобразительное искусство могут служить путями к бессознательному, если человек развил в себе восприимчивость к ним. Без всякого преувеличения, музыка и произведения искусства в большинстве случаев включают бессознательные элементы.