Подстройка по ценностям
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Возможно, у кого-то прекрасно идет вчувствование, и такие естественные точные подстройки по телу, ритму и дыханию, которые сами собой делает он, для вас мечта недосягаемая. Кто-то, предположим, с развитым слухом практикует богатейшую подстройку по голосу, ритму — и, автоматически, по дыханию, а вы так не можете (пока).
А для вас, возможно, оптимальным вариантом будет подстройка по ценностям, тем более что хорошо выполненная подстройка по ценностям настраивает вас в тон собеседнику, почти автоматически делает похожим и внутренний ритм, и настроение, а за ними сами подстраиваются и голос, и дыхание, а, значит, и тело.
Ценности — это то, в безусловную важность чего человек верит, ради чего он живет, к чему стремится и чем руководствуется в своих выборах. Люди с похожими личными ценностями при прочих равных симпатизируют друг другу. Похожесть личных ценностей, совпадение главных жизненных ценностей укрепляет взаимоотношения людей, расхождение или конфликт ценностей ставит взаимоотношения под угрозу.
Иногда ценностные ориентиры человека можно выразить одним или двумя характерными словами, чаще — это довольно широкий круг убеждений в обрамлении определенной философии и обеспеченный соответствующей технологией жизни. Образно это выглядит как паровозик, где за словами-лидерами (метками, ярлычками ценности) тянется хвост слов и понятий, частотно (вероятностно) с ними связанных: ценностный круг человека.
Ценности человека не есть что-то для него отдельное и чужое, это часть его жизни и души, и если вы наезжаете на его ценности, вы наезжаете лично на него. Воспитанные люди уважают ценности другого человека и без нужды их не задевают. Ни высмеиваний, ни возражений ценностным убеждениям человека без настоятельной необходимости допускать нельзя. Возражения, тем более «прямо сразу», ценностей человека не изменят, но поставят вас по разные стороны баррикад. Его ценности могут вам казаться абсолютно безосновательными глупостями, но лучшее, что вы можете сделать — это оставить их такими, как есть, и продемонстрировать к ним уважение.
Как понять и услышать, что нечто является для человека — ценностью? Смотрите и слушайте. При произнесении своих ценностных флагов человек, как правило, широко открывает свои выразительные глаза, если же это для данного типажа не характерно, слушайте интонации: любимые «фишки» всегда выделяются паузами или интонационно. Задавайте ценностно-ориентированные вопросы. Бывает достаточно нескольких, может быть вскользь, вопросов «зачем?» и «с какой целью?», чтобы вы услышали ключевые слова, ярлычки ценностей партнера. Зная ключевые слова, обычно несложно «вычислить» и связанный с ним традиционный ценностный круг. Имея некоторый опыт, можно с высокой вероятностью прогнозировать смысловую цепочку, тянущуюся за ценностным словом-лидером.
Умные люди для более эффективного общения осуществляют подстройку по ценностям. Говоря о то, что человеку важно, нужно по возможности говорить на том же языке, что и ваш партнер. Тогда с кем-то ключевыми словами окажутся «финансы», «порядок» и «порядочность», а с кем-то «круто», «кайф» и «прикол».
Ценности партнера — это не то, что вам противостоит, это то, чем вы можете с большим удобством пользоваться. Если вы хотите, чтобы ваши суждения имели больший вес, привязывайте их к ценностям партнера, ставьте на них свои соображения, обосновывайте ими свои идеи.