Мотивация к учебе

24 августа 2018 г. в 07:16

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

​​​​​​Кто-то хочет учиться сам, кого-то (когда-то) приходится мотивировать. В любом случае, мотивировать к учебе нужно уметь. Ниже приводится разговор двух умных людей, обсуждающих этот вопрос, мы будем рады вашим комментариям.

Фильм «Меч в камне»

— Как создавать у детей мотивацию к учебе?

— А речь идёт о детях, к которым ты имеешь доступ как родитель, или посторонних детях, к которым ты имеешь доступ как преподаватель?

— Давайте начнём с преподавателя.

— Тогда я тебе ничего толкового не скажу.

— Тогда сразу переходим ко второму пункту. Ситуация — это мой ребенок, я родитель.

— Тогда должна быть моя система, главной чертой которой является двухступенчатость. Научно со второй ступени, потому она тебе очень близка. Тут мотивацию к учебе создают рассказ и показ перспектив, которые будет иметь этот ребёнок, если освоит этот учебный материал и в принципе будет хорошо учиться. Учебу нужно делать радостной, сопровождать учебу ощущением успеха, создавать у ребенка понимание, что у него всё получается. Легкое начало и радостный путь к прекрасной цели. Лёгкое начало, прекрасный путь к чудесной цели.

Уточнение: прекрасный путь — не халявный путь, а путь с трудностями и возрастающим уровнем сложности. Наши дети должны встречаться с трудностями, уметь их преодолевать и — ощущать себя победителями. Успешное преодоление для ребенка — это кайф!

​​​​​​​Все это — второй этап. Но чтобы второй этап мы могли реализовать, воплотить как следует, ему должен предшествовать первый этап. И этот первый этап тебе никак не близок, потому что его задача — дисциплина и абсолютное послушание ребенка.

Иначе ребенок просто не будет тебя слушать. То есть когда-то он захочет тебя слушать, а когда-то у него будут более интересные развлечения, нежели ты, и ему будет на тебя наплевать.

— Ну может быть тогда материальная мотивация.

— Материальная мотивация в организации учебы не работает: дети начинают рассказывать, как им всё трудно и сложно, и требуют от родителей все больше и больше. Ребенок начинает с тобой торговаться. Если, конечно, ты хочешь научить его торговаться, то здесь ты это получишь.

— Да, понимаю, но у меня есть опасение. На первом этапе, добиваясь дисциплины, ребёнка можно забить, и тогда учиться ему будет не интересно.

— Да, это так. Если ребенка забить, никакая учеба уже не возможна. Но ты не тот родитель, который будет забивать своего ребенка. Ты не жестокий, ты нормальный, ты любишь своих детей.

— Приведение к абсолютному послушанию требует жертв.

— Да, требует, но маленьких и не тяжелых. Для ребёнка это слушаться родителей любящих и разумных родителей вовсе не тяжело, это гораздо проще, чем напороться на сучок или решать ситуации во дворе или классе. Там в разы жестче, чем научиться слушаться родителей. А ты ведь заодно своего ребенка защитишь. Это — нормально.

Еще раз — если твой ребенок будет действительно тебя слушаться и принимать то, что ты ему говоришь, ты сможешь ему всё передать, что тебе хочется. У тебя огромный жизненный опыт, интереснейший жизненный опыт, и твой ребенок будет у тебя учиться так, как следует. Без всяких проблем с мотивацией.

Файлы:
  • Управление мотивацией
  • Обучение
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (2):

Анна, 19 марта 2015 г. в 15:46
Гениально.
Гость, 15 марта 2019 г. в 17:03

Мне нравится))

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.
Мотивация
Мотивация — направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения.
01 янв. 2006 г.
Обучение
Основные пункты эффективного обучения, это доступный образец, поддержка и требовательность. 
30 мая 2016 г.
Равнодушие к учебе. Что делать?
Когда я оканчивала школу, мне казалось, что я работаю на пределе своих возможностей. Выпускные экзамены, подготовка к поступлению в ВУЗ… приходилось крутиться с утра до вечера, чтобы всё успевать. После поступления в Университет я обнаружила, что нагрузка выросла еще больше. К учебе добавились еще и бытовые вопросы, ведь училась я вдали от родительского дома и жила в студенческом общежитии, налаживание контакта с новыми людьми, новый режим учебного процесса, новые правила и порядки учебного заведения.