Мотивация к учебе
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Кто-то хочет учиться сам, кого-то (когда-то) приходится мотивировать. В любом случае, мотивировать к учебе нужно уметь. Ниже приводится разговор двух умных людей, обсуждающих этот вопрос, мы будем рады вашим комментариям.
— Как создавать у детей мотивацию к учебе?
— А речь идёт о детях, к которым ты имеешь доступ как родитель, или посторонних детях, к которым ты имеешь доступ как преподаватель?
— Давайте начнём с преподавателя.
— Тогда я тебе ничего толкового не скажу.
— Тогда сразу переходим ко второму пункту. Ситуация — это мой ребенок, я родитель.
— Тогда должна быть моя система, главной чертой которой является двухступенчатость. Научно со второй ступени, потому она тебе очень близка. Тут мотивацию к учебе создают рассказ и показ перспектив, которые будет иметь этот ребёнок, если освоит этот учебный материал и в принципе будет хорошо учиться. Учебу нужно делать радостной, сопровождать учебу ощущением успеха, создавать у ребенка понимание, что у него всё получается. Легкое начало и радостный путь к прекрасной цели. Лёгкое начало, прекрасный путь к чудесной цели.
Уточнение: прекрасный путь — не халявный путь, а путь с трудностями и возрастающим уровнем сложности. Наши дети должны встречаться с трудностями, уметь их преодолевать и — ощущать себя победителями. Успешное преодоление для ребенка — это кайф!
Все это — второй этап. Но чтобы второй этап мы могли реализовать, воплотить как следует, ему должен предшествовать первый этап. И этот первый этап тебе никак не близок, потому что его задача — дисциплина и абсолютное послушание ребенка.
Иначе ребенок просто не будет тебя слушать. То есть когда-то он захочет тебя слушать, а когда-то у него будут более интересные развлечения, нежели ты, и ему будет на тебя наплевать.
— Ну может быть тогда материальная мотивация.
— Материальная мотивация в организации учебы не работает: дети начинают рассказывать, как им всё трудно и сложно, и требуют от родителей все больше и больше. Ребенок начинает с тобой торговаться. Если, конечно, ты хочешь научить его торговаться, то здесь ты это получишь.
— Да, понимаю, но у меня есть опасение. На первом этапе, добиваясь дисциплины, ребёнка можно забить, и тогда учиться ему будет не интересно.
— Да, это так. Если ребенка забить, никакая учеба уже не возможна. Но ты не тот родитель, который будет забивать своего ребенка. Ты не жестокий, ты нормальный, ты любишь своих детей.
— Приведение к абсолютному послушанию требует жертв.
— Да, требует, но маленьких и не тяжелых. Для ребёнка это слушаться родителей любящих и разумных родителей вовсе не тяжело, это гораздо проще, чем напороться на сучок или решать ситуации во дворе или классе. Там в разы жестче, чем научиться слушаться родителей. А ты ведь заодно своего ребенка защитишь. Это — нормально.
Еще раз — если твой ребенок будет действительно тебя слушаться и принимать то, что ты ему говоришь, ты сможешь ему всё передать, что тебе хочется. У тебя огромный жизненный опыт, интереснейший жизненный опыт, и твой ребенок будет у тебя учиться так, как следует. Без всяких проблем с мотивацией.
Комментарии (2):
Мне нравится))