Метод свершившегося факта
Метод свершившегося факта — силовой метод влияния, где за счет быстрых и уверенный действий человек ставится перед уже сложившейся ситуацией в расчете на то, что ему не хватит сил ломать то, что уже сложилось и произошло.
Веселый и яркий диалог из фильма «Русские амазонки», где новый русский авантюрист, то есть предприниматель, делает заманчивое предложение Леониду Якубовичу — в данном сценарии директору аэроклуба:
— Я предлагаю вам двадцать пять процентов доходов от гольф-клуба.
— Ну, оно конечно интересно. А где будет гольф-клуб?
— Идите сюда. (подводит к карте) Смотрите: вот здесь будет первая площадка для гольфа, здесь — вторая площадка, здесь построена сауна для наших vip-клиентов. Великолепно, согласны?
— (растерянно) Да, но где же здесь будет аэроклуб?
— Голубчик, ну где вы здесь увидели место для аэроклуба? Вот покажите мне?!
Эффективно донельзя. Иногда кажется, что использование этого приема проходит только для идиотов — нет, это не так. Проверьте.
Не приставайте к детям, но делайте их заинтересованными людьми
Важнейший вопрос во взаимодействии с детьми, это «Кому от кого чего надо?» Тот, кому что-то нужно, всегда слабее того, кто не заинтересован. Если нам нужно что-то от детей, в слабой позиции мы. Если мы сможем сделать так, что заинтересованным человеком окажется ребенком, наша позиция станет куда как более выигрышна.
Ситуация: вечер, детишки смотрят телек, а у Саши уроки недоделаны. Когда это выяснилось, мама кидает Саше (почти не повернув головы, просто в его сторону): «Саша, выключи телевизор и садись за уроки!»
Саша: — ... (никакой реакции)
Мама еще раз (в таком же развороте, но уже недовольно): «Я кому сказала, выключи телевизор немедленно!»
Саша: — ... (ноль эмоций).
Мама (уже обернувшись и почти на крике): «Сколько раз тебе повторять!»
Саша ответным криком: «А чего такого, телевизор нельзя посмотреть?!»
И так далее, без больших радостей и педагогических открытий. А чего, собственно, Саше трепыхаться: ему-то ничего не нужно, только что мама мешается!
Папа в аналогичной ситуацию строит свою беседу с Сашей по-другому. Он подходит и выключает телевизор, после чего заинтересованным лицом оказывается Саша. У него начинаются эмоции: «... ??? !!! ...»
Правильно. Вот тогда и беседа нормальная получается. По научному это называется использовать метод свершившегося факта.
В варианте мамы факт такой, что существующее положение вещей Сашу устраивает, а ей надо от него чего-то добиваться. Уговаривать. Требовать. Умолять. А в варианте папы его все устраивает, а договариваться и проявлять творческую инициативу уже надо Саше. Саша теперь стал заинтересованным лицом, и просто криком он уже не отделается. Не отмолчится. Вот теперь и договориться несложно.
Психология неизбежности
Пока неприятности можно сопротивляться, люди сопротивляются — и в том числе переживают. Когда неприятность неизбежна, большинство здравомысляющих людей, вздохнув, скоро переживать и сопротивляться перестают. Итого: проводя в жизнь непопулярные решения, проводите их так сильно, чтобы было понятно: бороться с этим нереально, это можно только принять. После чего всем станет спокойно. См.→
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Эффективное влияние»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>