Не приставайте к детям, но делайте их заинтересованными людьми
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Важнейший вопрос во взаимодействии с детьми, это «Кому от кого чего надо?» Тот, кому что-то нужно, всегда слабее того, кто не заинтересован. Если нам нужно что-то от детей, в слабой позиции мы. Если мы сможем сделать так, что заинтересованным человеком окажется ребенком, наша позиция станет куда как более выигрышна.
Ситуация: вечер, детишки смотрят телек, а у Саши уроки недоделаны. Когда это выяснилось, мама кидает Саше (почти не повернув головы, просто в его сторону): «Саша, выключи телевизор и садись за уроки!»
Саша: — ... (никакой реакции)
Мама еще раз (в таком же развороте, но уже недовольно): «Я кому сказала, выключи телевизор немедленно!»
Саша: — ... (ноль эмоций).
Мама (уже обернувшись и почти на крике): «Сколько раз тебе повторять!»
Саша ответным криком: «А чего такого, телевизор нельзя посмотреть?!»
И так далее, без больших радостей и педагогических открытий. А чего, собственно, Саше трепыхаться: ему-то ничего не нужно, только что мама мешается!
Папа в аналогичной ситуацию строит свою беседу с Сашей по-другому. Он подходит и выключает телевизор, после чего заинтересованным лицом оказывается Саша. У него начинаются эмоции: «... ??? !!! ...»
Правильно. Вот тогда и беседа нормальная получается. По научному это называется использовать метод свершившегося факта.
В варианте мамы факт такой, что существующее положение вещей Сашу устраивает, а ей надо от него чего-то добиваться. Уговаривать. Требовать. Умолять. А в варианте папы его все устраивает, а договариваться и проявлять творческую инициативу уже надо Саше. Саша теперь стал заинтересованным лицом, и просто криком он уже не отделается. Не отмолчится. Вот теперь и договориться несложно.