Мама, я боюсь чудовища!

07 августа 2014 г. в 08:56

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Пишет мама: «Когда я попыталась использовать метод «тайм-аут», я столкнулась с тем, что ребенок меня не слушается: на стуле не сидит, а когда я попробовала закрыть его в комнате, чтобы он там успокоился, у него возникли страхи. Я ему сказала, что в качестве наказания он будет сидеть в комнате, пока не успокоится, но ребенок боится туда идти: он не плачет, но когда я говорю — иди поиграй сам в комнату, он отказывается, говорит, что там чудовище... Все происходит днем, в комнате светло, но ребенок боится, и это происходит уже пару лет. Меня это волнует». 

Фильм «Гарри Поттер и узник Азкабана»

Читайте внимательно, что пишет мама: ребенок ей говорит, что он боится, а мама ему верит и его страхов — боится. 

Фильм «Майор Пэйн»

Перспективы? Если ребенок видит, что на маму его рассказы действуют, он будет бояться дальше. И чаще. И больше.

А можно ли действовать по другому? Я поговорил со своими детьми (разного возраста), мы придумали следующие варианты.

Вариант раз

«Там чудовище? Здорово! Жалко, что я его там не видел. У меня к тебе просьба: возьми мой айфон и сфотографируй мне его. Умеешь фотографировать айфоном? нет? Давай научу! .... А теперь беги, пофоткай что у тебя в комнате интересного. Как появится чудовище, обязательно его сфотографируй и покажи мне!» Скорее всего, это закончится тем, что ребенок нащелкает много фоток, но чудовища в этот раз не будет. Тогда договариваемся: «Наверное, чудовище боится фотографирования. Если увидишь его еще раз, быстро беги ко мне, я дам тебе айфон, ты с ним тогда разберешься».

Вариант два

«Чудовище появляется в комнате именно потому, что ты его боишься. И если будешь бояться его и дальше, оно будет появляться еще чаще, и может поселиться и в других комнатах. Но если ты его не будешь бояться, оно испугается и убежит. Я могу войти в комнату вместе с тобой, чтобы ты громко и уверенно сказал: «Чудовище, я тебя не боюсь!» После этого чудовище исчезнет».

Вариант три

Страшное чудовище? Ты сильно его боишься? Это нормально, маленькие дети часто боятся больших чудовищ. Но у меня есть волшебное средство против страшных чудовищ, и оно может помочь и тебе? Хочешь? (Да!) Тогда неси свой альбом для рисования и цветные карандаши. Задание первое: нарисуй свое страшное чудовище. (рисует) — Отлично! А теперь нам нужно это чудовище перерисовать, чтобы оно стало не страшным, а домашним или смешным. Помнишь, об этом рассказывали в фильме о Гарри Поттере? Там тоже из шкафа появлялись страшные чудовища, как раз те, которых ребенок боялся. Но если его не бояться и сделать его смешным, чудище исчезает. Я предложу тебе на другом листке нарисовать дом, рядом с ним конуру, где будет жить наше домашнее чудовище, а еще к нему пририсовать голубые бантики, воздушные шарики на хвосте и красную шляпу на его голове. Тогда это станет самое веселое домашнее чудовище!

Вариант четыре

«Ты боишься чудовища? Безобразие какое... Ты же мальчик, мужчина, а мужчины бояться не должны. Мужчина должен быть умным и смелым, его должны всякие чудовища бояться!» После этого вооружить мальчика саблей и пистолетом, чтобы он победил Чудовище. И, главное, выучить с ним волшебную боевую считалку:

Если ты сидишь в углу, я воткну в тебя иглу!
Коль залез ты под кровать, буду я в тебя стрелять!

Вариант пять

«Чудовище? Конечно, это же я посадила его в твой шкаф. И если ты не будешь меня слушаться, я его оттуда выпущу. Я, когда сердита, еще и не то могу сделать! Поэтому пока иди в комнату, играй и не серди меня. Если сегодня будешь вести себя хорошо, я чудовище из твоего шкафа прогоню. Договорились?»

Этот вариант был предложен самими детьми и понравился им больше всего, к ужасу всех присутствующих взрослых.

Вариант шесть

​Для более детей с пяти лет можно вести уже более взрослые разговоры. «Скажи, а как мне понять, ты вправду видел там чудовище или просто придумал его?» — Я видел его, правду видел! — «Хорошо, может быть. А может и не быть. Вот предположим пошел ты гулять, играешь с Борькой, он у тебя взял твой трансформер ненадолго, а потом говорит тебе, что к нему прилетело чудовище и трансформер забрало на небо. Ты ему поверишь? Наверное, не очень. Если это чудовище кто-то еще видел, Боре можно поверить. А если его никто больше не видел, то наверное Борька фантазирует. А ты что думаешь?»

Файлы:

Комментарии (5):

Гость, 07 августа 2014 г. в 17:12
Здорово! Варианты беспроигрышные-)) Я такой вариант своему ребенку озвучила- чудовище, которое у нас завелось, доброе и оно любит детей. Ты даже можешь с ним поиграть и сам увидишь. Теперь ходит в комнату со мной сначала, но я могу его оставить и он играет спокойно один, а если опять про чудовище вспоминает, то я напоминаю про доброе чудовище-)
Гость, 10 августа 2014 г. в 11:39
Вариант 5 просто убивает детскую психику. Ребенок продолжает генерировать свой страх и перестает доверять родителям. Вариант 4 - ребенка нельзя ругать за страхи, иначе ребенок, которого стыдят, спрячет этот страх глубоко во внутрь и это породит новую проблему личности. Не могу поверить, что это рекомендации настоящих психологов. На мой взгяд, самый оптимальный вариант 3, но работает не для всех детей.
1 ответ
Максим Соколов, 10 августа 2014 г. в 12:08
Коллега, с чего вы взяли? Мы проверяли эти варианты, они работают, дети довольны. А вы основываетесь на какой практике или на каких научных исследованиях?
1 ответ
Гость№2, 23 сентября 2014 г. в 21:26
Вспоминая свое детство, я бы испугалась варианта №5.
студент, 19 августа 2014 г. в 12:13
С пятым вариантом всё понятно, дети говорили языком своих родителей, и я думаю, ужаснулись те родители, которые это поняли. Как говорит моя дочь 16-лет: "Аллилуйя!", т.е. до них дошло.

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.
Детские страхи
Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться. Важно: детские страхи - это не только сами эмоциональные реакции, это и стоящие за ними (или рядом с ними) интерпретации происходящего, видение чего-то как определенно страшного, наперед заданное отношение (предубеждение) к тому, что будет квалифицироваться как "страшное". Кроме того, в каждом страхе есть и записанная реакция, алгоритм внутреннего поведения.
01 окт. 2022 г.
Как реагировать на детские страхи
Важно учесть, что у мужчин и женщин разные подходы к страхам у детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс - отнестись к детскому серьезно и начать с ним работать. Женщины обычно обращают внимание на чувства ребенка и в малой степени занимаются поведением ребенка, предполагая, что поведение ребенка проистекает из его чувств. Для женщин естественно поговорить с ребенком о его чувствах, чтобы ребенок рассказал о своих страхах, и на этом рассказе показать ребенку, что он достаточно защищен, что бояться нормально, но не в такой степени.
01 янв. 2010 г.
Как снимать детские страхи
У мужчин и женщин разные подходы к страхами у детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс — отнестись к детскому страху серьезно и начать с ним с этим страхом работать.
31 дек. 2009 г.
Как стеснительная Верочка строит взрослых
Пока не покажут — не увидишь. Пока мне Берн не под­сказал, что каждый ребенок является Профессором Психологии, я пребывал в расхожем мнении, что я умный, а ребенок — это ребенок. А как же иначе? 
03 авг. 2014 г.
Перерыв в общении с ребенком: успокаивающий тайм-аут
Тайм-аут — это один из гуманных вариантов наказания.
01 окт. 2022 г.
Страх спать без света или одному
У моей знакомой ребенок жил летом в деревне у бабушки. Комната в доме была одна большая, бабушка ложилась спать рядом с внуком. Когда пятилетнего мальчика привезли домой, он наотрез отказывался спать один в своей комнате, говорил что ему страшно, хотя до поездки в деревню спокойно спал один.