Личность руководителя и его качества

06 августа 2020 г. в 08:53

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Начинающие руководители спрашивают: «А я смогу быть руководителем? Я — хороший руководитель, перспективный?» Опытным руководителям важно знать: «Как понять, кого из сотрудников перспективно развивать в руководителя?» или «Мы берем на работу нового сотрудника. Он — хороший руководитель?». Оба вопроса про одно и то же: про главные качества и особенности личности руководителя. И это — важнейший вопрос.

Это важнейший вопрос, поскольку руководителем может быть не каждый. Настоящий, эффективный, сильный руководитель — это определенный тип личности, это развитость специальных умений, навыков и привычек. Хорошего руководителя видно. Даже начинающего хорошего руководителя видно. Даже есть критерии, по которым можно понять стоит ли из человека растить руководителя или лучше пока отложить.

Речь сейчас не про опыт руководства и не про техники управления. Это все очень важно. Однако есть базовый фундамент, который лежит в основе успешности, лидерства и руководства. И он «просвечивает» сквозь тщательно построенный образ и отточенные приемы. Или «не просвечивает». И вот тут становится понятно — а какая планка у этого конкретного человека.

Итак, вот главные качества и особенности личности руководителя. Примеряйте их к себе — и к тем, кого вы на руководителя хотите поставить.

  1. Ответственность: берет или перекладывает? А на каком уровне: только за себя или за себя, за других и за дело?
  2. Факты и реальность: живет в реальности или в фантазиях?
  3. Эмоциональная устойчивость: умеет «держать удар» или излишне переживает? Всегда ли он в позиции Автора?
  4. Люди: он влияет или на него влияют? Он умеет нравиться? Он влияет эффективно, умеет и требовать, и воодушевлять, и обучать? Он умеет делать рекламу себе, своей работе, своему отделу? 
  5. Будущее: на какой период времени умеет думать? Видит ли разные варианты развития событий? Какие стратегии использует: те, которые работают «здесь и сейчас» или те, которые открывают перспективу?
  6. Результат: ищет решения или причины? Он личностно успешен? Насколько выстроено у него «Колесо жизни»? Владеет ли тайм-менеджентом?
  7. Развитие: стоит на месте, или растет профессионально и личностно? Проходил ли он Дистанцию?

Ну, и еще один: умеет или не умеет все эти 7 пунктов заметить в других людях?

А теперь следующее необходимое продолжение: 

Как в себе развивать качества руководителя

Все качества мы развиваем в себе тренировками, важно только иметь программу, которая поможет нам развивать нужные нам качества быстро и эффективно. Лучшая, известная нам программа — это Дистанция. Естественно. А вот какие упражнения и спринты внутри Дистанции более всего актуальны для будущих руководителей? Каков профиль развития руководителя внутри системы Дистанции?

Здесь, в этой статье, мы опишем только несколько первоначальных упражнений, важных именно в работе руководителя. Итак,

Научитесь смотреть в глаза, отработайте спокойное присутствие

У вас должно быть спокойствие и собранность руководителя. Отрабатывайте упражнение «Спокойное присутствие» до тех пор, пока у вас не выработается уверенный навык спокойствия в любых ситуациях общения: никогда не дергаются глаза или губы, лицо всегда спокойно и внимательно, взгляд всегда на собеседника. Обратите внимание: не только когда вы слушаете собеседника, но и когда говорите сами, даже когда вам приходится говорить и думать. 

Любой, самый короткий разговор завершайте распоряжением

Состоялся контакт в два-три предложения — это уже разговор, вы должны завершить его каким-то заданием, распоряжением или просьбой.

»Пожалуйста, позвоните мне, когда решите этот вопрос». «Долго не засиживайтесь, скоро завершайте, и вам пора домой». «Зайди ко мне, когда освободишься». «Позвони мне попозже, я расскажу тебе все в деталях». «Надевай шарф, сейчас уже холодно!» «Мама, следующий раз говори, когда тебе нужно приготовить чаю, я тебе все сделаю!»

Ваши распоряжения, когда они понятны и уместны, тем более, когда они выражение вашей заботы, будут звучать нормально и естественно, протеста не вызовут. Но вы привыкайте командовать, а люди привыкают слушать ваши задания и их выполнять. Выполнять, повторим, потому что ваши распоряжения должны быть уместными и быть скорее заботой о людях.

Вырабатывайте командные интонации

Не у всех людей есть в арсенале командные интонации. У вас они быть должны. Голос уверенный, формулировки четкий, в интонации некоторый нажим.

«Собирайся-собирайся!» «Прекрати это, положи на место!» «Нет, мы пока никуда не пойдем. Этот вопрос нам нужно обговорить здесь и сейчас. Я жду!»

Не нужно превращаться в зануду-командира, который командует всеми с утра до вечера — речь идет только о том, чтобы эти командные интонации у вас в арсенале были. И, когда нужно, вы могли все что нужно сформулировать сильно и определенно. При этом общий тип вашего характера может остаться легким и светлым.

Авторитарный руководитель

Авторитарный руководитель — руководитель, принимающий решения решительно и самостоятельно, не нуждаясь в обсуждении решений с сотрудниками. «Я решил — так будет. Выполняйте!»

Существует распространенное мнение, что авторитарный руководитель — руководитель неэффективный, ведущий коллектив к развалу, однако это не совсем так.

Недалекий и безответственный руководитель с авторитарным стилем руководства подавляет инициативу сотрудников, воспитывает вокруг себя людей, отвыкших думать и принимать решение самостоятельно. Принимая решение единолично, в случае ошибок такой руководитель обвиняет во всем всех, кроме себя.

Опытный, умный, сильный, ответственный и заботливый руководитель через авторитарность быстро и эффективно создает вокруг себя разумные порядки и разумное окружение.


Более подробный рассказ о том, какие упражнения развивают какие компетенции, обязательные в работе руководителя, смотри в статье «Бизнес-компетенции и упражнения Дистанции».

Файлы:
  • Качества руководителя
  • Компетенции
  • Я руководитель
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (2):

Ёлкин Юрий, 23 декабря 2022 г. в 04:53
Список хороший, но сегодня этого уже критично мало. К отношениям "я и моё дело(включая сотрудников)" прибавляются внешние функции - как ты, твой отдел и результат выглядят в глазах окружающих. Возможно это вне рамок статьи, но чтобы быть успешным в любом деле - требуется быть успешным во всех частях "Колеса жизни".
1 ответ
Николай Иванович Козлов, 23 декабря 2022 г. в 09:58
Спасибо, Юрий! Дополнил!

Материалы по теме:

06 авг. 2020 г.
Что дает Дистанция для руководителя?
Как эффективно развивать необходимые поведенческие компетенции?
08 сент. 2021 г.
Профнабор: интонации руководителя
Профессионально необходимые интонации в работе руководителя.козл
04 янв. 2024 г.
Знакомство с Дистанцией для руководителей
Знакомство с Дистанция для руководителей.